Московская битва

79 лет назад Красная Армия освободила Запорожье

На рассвете 14 октября 1943 года соединения 3-й Гвардейской армии генерала Лелюшенко и 8-й Гвардейской армии генерала Чуйкова начали штурм города Запорожье.

«Сама земля безмолвно свидетельствует здесь о ратных подвигах наших предков, - писала газета «Правда». - На острове Хортица, что лежит посреди Днепра против города Запорожье, была колыбель вольного казачества, был центр неустрашимых рыцарей-запорожцев…. Не менее прекрасная страница легенд этого города написана в предвоенные годы. Здесь усилиями всей страны была воздвигнута величественная гидроэлектростанция, построены комбинаты качественной стали, ферросплавов, алюминия и магния. Город Запорожье приобрел большое значение и в дни войны как важный стратегический пункт».

Первым ворвался на улицы города танк командира взвода 39-й танковой бригады 23-го танкового корпуса лейтенанта Яценко. По словам генерала Хетагурова, Николай Яценко «вихрем промчался на своём танке по улицам Запорожья, подбил четыре немецких танка, раздавил шесть орудий и миномётов, и семь пулемётов с расчётами». На главной площади города стрелок-радист Шепелев установил на одном из высоких зданий красный флаг и вернулся в танк. Яценко был дважды ранен, но поле боя не оставил. «Мы еще повоюем», — ответил он на предложение отправиться в медсанбат.

«Перед наступающими частями открылась потрясающая панорама разрушения крупнейшего индустриального центра – города Запорожья. Заводы-гиганты «Запорожсталь», алюминиевый комбинат, магниевый комбинат были превращены немцами в груду обломков. Город горел, окутанный дымом, - фиксировал «Журнал боевых действий» 66-го стрелкового корпуса. - На улицах и площадях происходили частые рукопашные схватки. Бойцы, не ожидая команды, бросались на врага и били его штыком и прикладом везде, где видели. Засевших в домах немцев выбивали гранатами. Метр за метром, дом за домом части корпуса очищали город от гитлеровцев, выбивая их из кварталов, улиц». Одним из первых в траншеи противника ворвался туркмен Меди Бегенов, в рукопашной схватке уничтоживший 8 немецких солдат. Отступая, немцы бросались в Днепр – как свидетельствует боевое донесение штаба 8-й Гвардейской армии, 480 солдат и офицеров противника утонуло, пытаясь переправиться на другой берег.

Вечером 14 октября на плотину Запорожской ГЭС, соединявшей оба берега Днепра, прорвалась «тридцатьчетверка» младшего лейтенанта Бориса Суворова из 9-й Гвардейской танковой бригады. В этот момент прогремел взрыв. В середине плотины поднялся огромный столб дыма и пламени. Опасаясь полного подрыва плотины – немцы заложили в нее 66 тонн взрывчатки, советские войска прекратили штурм Запорожья, и в боевых действиях наступил перерыв до конца ноября. В течение всего этого времени под носом у немцев действовала группа саперов во главе с младшим лейтенантом Курузовым, которым удалось незаметно для немцев по тросу подняться на руках на высоту 20 метров на плотину, разведать и разминировать заряды, заложенные в основание перекрытий. «Ползем поверху с рядовым Шабановым по рельсам – остаткам кранового моста, а внизу два немецких полковника. Наверное, те, кто отвечал за уничтожение плотины. Шабанов посмотрел на них и говорит: «Давай плюнем!» Еле отговорил, - рассказывал журналистам старший сержант Насибулла Ямалов. - Спустились. И вот там Курузов наткнулся на толстый обрезиненный провод. Вырезали с десяток метров. Нас ждали с нетерпением. А через 3 часа фронт пошел в наступление».

 

Бои на правом берегу Запорожья продолжались до конца декабря, когда сопротивление врага было окончательно подавлено и началось повальное бегство.