80-летию Сталинградской битвы

Алексей Шахурин

25 февраля 1904 года родился Алексей Иванович Шахурин, в годы Великой Отечественной войны возглавлявший Народный комиссариат авиационной промышленности, Герой Социалистического Труда.

Алексей Шахурин родился в Подольском уезде Московской губернии в крестьянской семье. Свой трудовой путь начал в 13 лет помощником электромонтера. Окончил Инженерно-экономический институт. Работал в Научно-исследовательском отделе Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, затем первым секретарём Горьковского областного комитета партии. В январе 1940 года А.И. Шахурин был назначен наркомом авиационной промышленности. Уже в первой половине 1941 года в войска поступило 2700 истребителей и бомбардировщиков новых марок – в 30 раз больше чем за весь 1940 год.

В первые месяцы войны среднемесячное производство боевых машин выросло вдвое, достигнув ста самолетов в сутки. В сентябре 1941 года «за выдающиеся достижения в области организации и осуществления серийного производства новых типов боевых самолетов» Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Однако из-за эвакуации более ста предприятий авиационной промышленности из западных районов страны, уже в ноябре 1941 года количество собранных самолетов упало в 4 раза. «Не хватало металла на баки для бензина - стали изготовлять их из дерева, - вспоминал Шахурин. - Деревянный бак обтягивали резиной и устанавливали на самолет, Бронзовые втулки для шасси из-за нехватки бронзы изготовляли из чугуна. Такая же картина со специальной присыпкой для сварки - флюсом, одним из компонентов которого была мраморная крошка. В ход пошел весь мрамор, который оказался под рукой, даже мраморные плиты с близлежащих кладбищ. Кроме того, у нас остались на юге Украины, в Белоруссии и Прибалтике основные места, где заготавливалась авиадревесина. Дело дошло до того, что для отбора авиационного леса установили специальный контроль на шпалопропиточных заводах, где скопились миллионы шпал. Даже там отбиралась древесина, пригодная для авиапроизводства». В 1942 году было произведено 25 тысяч самолетов – в 4 раза больше, чем в 1940 году. «То, что Советскому Союзу в таких трудных условиях удалось наладить массовый выпуск самолетов следует отнести к величайшим техническим достижениям Второй мировой войны», – писал немецкий исследователь военной истории Г. Фойхтер.

Были созданы Главная инспекция по качеству и военная приёмка на заводах. Стали вводиться поточное производство и автоматизация. Время производства штурмовика за годы войны сократилось в 5 раз. В 1943 году было произведено 35 тысяч самолетов, в 1944 году 40 тысяч. Запущено в производство 25 новых типов самолетов. В 2 раза увеличилась мощность авиамоторов. Начато производство новых фибровых бензобаков, которые держали герметичность даже после 17 пулевых пробоин. В конце 1944 количество новых машин в боевой авиации достигло 86%. Всего за годы войны советской авиапромышленностью было произведено 11 тысяч боевых самолетов. В 1944 году А.И. Шахурину присвоено звание генерал-полковник инженерно-авиационной службы.

5 января 1946 года Шахурин был снят с поста наркома авиационной промышленности. Он обвинялся в том, что в течение трёх с половиной лет воздушные части оснащались бракованной авиатехникой, что сорвало 45 тысяч боевых вылетов и привело к 765 авариям и 305 катастрофам самолетов. При этом не было принято во внимание, что всего за годы войны советская авиация сделала более 3 миллионов боевых самолетовылетов, уничтожив 57 тысяч вражеских самолетов. В апреле Шухурин был арестован и в мае приговорён к 7 годам лишения свободы «за выпуск нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции». В апреле 1953 года освобождён из мест заключения, в мае полностью реабилитирован, в августе назначен заместителем министра авиационной промышленности СССР.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Алексей Иванович Шахурин скончался в Москве 3 июля 1975 года.