Московская битва

"МАЛЕНЬКИЙ РЕКВИЕМ ДЛЯ ГУБНОЙ ГАРМОШКИ" (1972)

Мало кто знает, но задолго до успеха кинодилогии «Мы из будущего», посвященной антинаучному проникновению наших современников в годы Великой Отечественной войны, эту же тему впервые в истории советского кино воплотили в фильм эстонские кинематографисты, запустив на "Таллинфильме" двух студентов строительного института Яана и Хейки из 1972 года прямиком в 1944 год. Причём в повести прибалтийского классика Эйнара Мааазика, по которой, якобы, снят фильм, о перемещениях в прошлое нет ни слова, и поэтому автором «попаданческого» жанра в нашем кино можно по праву считать режиссера фильма Велье Кяспера. Конечно, в отличие от героев «Мы из будущего» никаких особых подвигов Яан и Хейки не совершают, в основном скрываясь от оккупантов то в доме зажиточного фермера Йоханнеса, то в местной церкви, и весь их вклад в освобождение родной земли укладывается в убийство немецкого солдата Курта, который, рефлексируя от участия в расстреле партизана, поднимает руку на служанку Йоханнеса Кристину, что, в свою очередь, заставляет Яана схватиться за лопату с последующим смертельным исходом. Так, в спорах со сбежавшим от немецкой мести Йоханнесом о будущем Эстонии «попаданцы» Ян и Хейки и коротают время, дожидаясь неизбежного прихода Красной Армии. «У меня ощущение, что той жизни не было вообще. Всего лишь сон», - так коротко выразил свое отношение к прожитым в Советской Эстонии годам Яан, за что совершенно справедливо получил нагоняй от классового врага Йоханнеса: «У вас нет родины. Вы только и умеете, что издеваться. Каленым железом надо выжечь таких как вы».

Увы, рассудительный Йоханнес после восстановления Советской власти отправится, в лучшем случае, в Сибирь, а, в худшем, еще дальше, а Яан и Хейки с одногодками сначала лишатся «большой родины» СССР, а затем, по существу, и малой - независимой Эстонии, променяв их на сытый раёк на окраине Евросоюза. 

Как пишет таллинская газета «Ыхтулехт», за последние 20 лет население Эстонской Республики нисколько не увеличилось, а даже еще и уменьшилось на 50 тысяч человек. И не потому, что женщины там разучились рожать. А потому, что воспитывать надо любовь к своей стране, а не к пачке евро в кармане. 

Жаль, что умный Йоханнес олухам Яану и Хейки это объяснить не успел.