50 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

07.05.2020 г.

За последние 75 лет в СССР и России снято более 600 фильмов о Великой Отечественной войне. И это нельзя списать на один госзаказ. Но можно объяснить потребностью коллективной народной памяти вновь и вновь возвращаться к самому значительному событию в истории нашей страны. Затронувшему каждую семью и оставившему глубокий след и незаживающую рану еще на десятки лет.  Представленные здесь фильмы - лишь капля в море тех, что были и будут. Пока живет память.

1.    «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ» (1972, реж. С. Ростоцкий)
Рядовой кавалерийского корпуса, после тяжёлого ранения буквально собранный по частям врачами и медсёстрами в медсанбате, Станислав Ростоцкий снимал фильм о подвиге пяти девушек-зенитчиц, во главе со старшиной Васьковым сумевших уничтожить вражеский десант, а получился непревзойдённый грандиозный триллер о женском подвиге на войне, выдвинутый на «Оскар» и проигравший лишь классику мирового кино Бунюэлю.

2.    «АЛЕКСАНДР МАЛЕНЬКИЙ» (1981, реж. В. Фокин)
Три бойца Красной Армии - капитан Цветков, старшина Акимыч и рядовой Курыкин летом 1945 года нежданно-негаданно превращаются в ангелов-хранителей детского дома под Берлином. Фильм о доброте и самопожертвовании наших солдат, которые пришли в Германию спасать ее заблудших детей, а не мстить.  Достойный ответ всем стенающим о зверствах красноармейцев на территории побежденного врага.

3.    «АТЫ-БАТЫ, ШЛИ СОЛДАТЫ» (1976, реж. Л. Быков)
Лебединая песня и последний фильм Леонида Быкова в память о рядовых Великой Отечественной, которые все разные, слабые и сильные, и каждый индивидуален, но когда надо умереть, чтобы спасти раненых от прорвавших фронт немцев, ни секунды не думая идут на смерть. И что-то такое изначально было заложено в этих солдатах, что и дети у каждого из них выросли достойными людьми.

4.    БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» (1959, реж. Г. Чухрай)
Фильм о русском солдате - мудром, отзывчивом, остро реагирующем на чужую боль и несправедливость, с которого священная для нашего народа война смыла все поверхностное и наносное, оставив человека таких моральных качеств, до которого другим еще расти и расти. Совершивший своей немудреный солдатский подвиг рядовой Алеша Скворцов получает отпуск, чтобы повидать маму, но видит Отечество, остро нуждающееся в таких, как он. Спасителях. Русских солдатах.

5.    «БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ» (1985, реж. В. Чеботарев и А. Боголюбов)
Фильм об одном из самых трагических эпизодов войны – когда батальоном жертвуют, чтобы меньше было потерь у армии, что тактически и стратегически верно, только за эту правильную стратегию героям Александра Збруева, Николая Караченцева и Игоря Скляра умирать приходится по-настоящему. Качественный сериал по прозе бывшего командира орудия лейтенанта Юрия Бондарева.

6.    «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ» (2010, реж. А. Котт)
Сражение в окруженной крепости, принявшей первый удар врага глазами воспитанника полкового оркестра Саши Акимова, для которого ее герои навечно останутся живы. Один из последних фильмов-наследников военных киноисполинов советской эпохи. Картина визуально и сценарно совершенна, и не ее вина, что раньше подобного добивались куда меньшими усилиями. После распада СССР - лучший российский фильм о войне.

7.    «БЫЛ МЕСЯЦ МАЙ» (1970, реж. М. Хуциев)
Когда отгремели последние залпы и фронтовые разведчики, остановившись на постой в доме преуспевающего улыбчивого фермера Рашке смогли наконец вздохнуть полной грудью, тут-то и выяснилось, на чем взошли тучные поля пшеницы в самом сердце Германии, и почему наша бедность лучше их достатка. Фильм-предостережение всем тем, кто завидует европейскому благополучию. Не завидуйте. Оно не стоит того.

8.    «В АВГУСТЕ 44-го» (2001, реж. М.Пташук)
Картина о том, что контрразведчики во время войны не только окопных диссидентов, как думают многие, но и матерых шпионов, и чего им это стоило. Конечно, фильм не смог сравниться с великой книгой Владимира Богомолова «Момент истины», но попытка вышла зачетной. За атмосферу прифронтовых буден, страх в глазах одних и презрение других при виде корочек «смершевца», и показ тяжелой и самоотверженной работы рядовых бойцов «невидимого фронта», делающих нужное стране дело.

9.    «В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ» (1973, реж. Л. Быков)
«Кто сказал, что нужно бросить песни на войне»? – этот вопрос командира авиаполка в исполнении Леонида Быкова стал лейтмотивом самого кассового советского фильма на военную тему и единственного мюзикла, посвящённого памяти советских летчиков, как вернувшихся из боя, так и тех, кто, погибнув в небе за Родину, навечно стал небом над ней.

10.    «ВАРИАНТ «ОМЕГА» (1975, реж. А. Воязос)
Сериал о противостоянии в оккупированном Таллине матерого немецкого шпиона-аристократа и советского разведчика, у которого хоть 9 классов образования и разведчицкое ПТУ на лбу написаны, а он все равно умнее. Потому что наше дело правое, а их - нет. Удивительно, что такое кино снял боец греческого Сопротивления Антонис Воязос, у себя на родине приговорённый к смертной казни.

11.    «ВОСХОЖДЕНИЕ» (1977, реж. Л. Шепитько)
Грандиозная фреска о цене предательства на войне, принёсшая отечественному кино единственный в истории главный приз Берлинского кинофестиваля. Библейской мощи экранизация повести несостоявшегося Нобелевского лауреата Василя Быкова о том, что умереть может каждый, но не у всех есть мужество достойно принять смерть.

12.    «ГЕНЕРАЛ» (1992, реж. И. Николаев)
«Горбатова могила исправит», - сказал Сталин о генерале Горбатове, который отсидел на Колыме, но так и не утратил привычку говорить то, что думает, и делать то, что говорит. И потому Горбатов дослужился лишь до командарма, хотя по признанию маршала Жукова мог командовать фронтом. Едва ли не лучшая отечественная картина о судьбе военачальника на войне, снятая режиссёром-фронтовиком, дошедшим до Берлина.

13.    «ГОРЯЧИЙ СНЕГ» (1972, реж. Г. Егиазаров)
Картина о солдатском и человеческом братстве, которое возникает, когда приходится идти на смерть, чтобы ценой твоей жизни была решена локальная военная задача, как это было с артиллерийским расчетом лейтенанта Кузнецова, зимой 1942 года брошенным под удар немецких танков, рвавшихся к окруженной группировки фельдмаршала Паулюса под Сталинградом. И о том, почему не жалели солдат в той войне. Вернее, почему так казалось. Потому что нельзя было иначе.

14.    «ДО СВИДАНЬЯ, МАЛЬЧИКИ» (1964, реж. М. Калик)
Удивительно светлая картина о предчувствии надвигающейся и уже будто идущей в параллельной реальности войны, которая навсегда искорёжит судьбу трёх друзей из приморского городка, о чём они, конечно, не подозревают. «Чтоб они сдохли». – как сказал в фильме безымянный портовый грузчик о тех, кто выдумал эту войну.

15.    «ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ» (1978, реж. А. Герман)
Возможно, лучший фильм о Великой Отечественной войне, где войны практически нет. Полностью игровая, но похожая на документальную картина учит радоваться жизни, пока она есть - как военкор Лопатин, получивший нежданный трехнедельный отпуск в Ташкент и успевший прожить его так, что потом и умирать не страшно. Хотя всего-то и случилась одна любовь без продолжения. Только вот у многих и этого не будет.

16.    «ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЙ» (1983, реж. А. Сиренко)
Оказавшись единственным выжившем на санитарном транспорте, утопленном фашистскими стервятниками в Белом море, красноармеец Булыгин стал навязчивой целью для немецкого аса, маниакально стремящегося уничтожить свидетеля преступления. Холод, голод и спятивший от ненависти немец стали тем трёхголовым «Змеем Горынычем», с которым предстояло сразиться архангельскому пареньку посреди застывшего ледяного царства.

17.    «ДОЖИТЬ ДО РАССВЕТА» (1975, реж. В. Соколов и М. Ершов)
Вышедшему из окружения лейтенанту Ивановскому поверили, дали отряд, люди прошли с ним сорок километров сквозь холод, снег и пули, а вражеской базы на месте не оказалось. Картина о том, что быть полезным Родине, когда идёт война, дороже жизни.

18.    «ДОМ В КОТОРОМ Я ЖИВУ» (1957, реж. Л. Кулиджанов и Я. Сегель)
Истории нескольких семей московской новостройки 1930-х, из предвоенной идиллии шагнувших в военные годы. И оказывается, что война не решает застарелые личные проблемы, а лишь множит новые. Хотя и делает людей лучше - тех, кто выжил. И нужно жить дальше, и твои проблемы кроме тебя никто не решит.

19.    «ЖАВОРОНОК» (1964, реж. Н. Курихин и Л. Менакер)
История побега пленных советских танкистов на «Т-34» с немецкого полигона в глубоком тылу врага, доказавших себе и немецким тыловым крысам, что мы не рабы и рабы не мы, пусть не надеются. На Каннском кинофестивале сытая Европа встретила «Жаворонка» недоуменным молчанием. Следующие 10 лет в Канны советских фильмов о войне не брали.

20.    «ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА И «КАТЮША» (1967, реж. В. Мотыль)
Едва ли не единственная в советском кино трагикомедии на военную тему. Рассказ о фронтовых буднях неприспособленного к жизни московского интеллигента, а ныне рядового дивизиона «Катюш» Жени Колышкина, всю войну балансировавшего между штрафбатом и орденом, и его любви к суровой, но красивой связистке Женечке Земляникиной, обернувшейся трагедией. Потому что на войне комедий не бывает.

21.    «ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ» (1963, реж. А. Столпер)
Первый советский фильм, рассказывающий о событиях лета 1941 года, где в общей для всей Красной Армии катастрофе уже проглядывали ростки будущих побед. Образ генерала Серпилина, блестяще сыгранного Анатолием Папановым, до сих пор является эталоном показа действий настоящего военачальника в самый тяжёлый для нас период войны.

22.    «ЖИЛ ОТВАЖНЫЙ КАПИТАН» (1985, реж. Р. Фрунтов)
На охоту за немецкой секретной торпедой летом 1944 года в роли приманки отправляется сторожевой катер Северного флота «Зверь» под командованием отважного капитана Тоси Чижова. На борту - боевые друзья-офицеры Макароныч и Черемыш, а на берегу – девушка Тася из Ленинграда, которая загадала, чтобы Чижов в неё влюбился. Вот только счастья на войне на всё не хватает. И на всех тоже.

23.    «ЗВЕЗДА» (2001, реж. Н. Лебедев)
Картина повествует о последнем разведрейде за линию фронта группы капитана Травкина, ценой своей жизни выполнившего, казалось бы, мелкую локальную задачу. Однако из этих мелких побед и слагалась наша общая большая Победа. Лучший фильм о фронтовых разведчиках, снятый по повести театрального юноши Эммануила Казакевича, в войну прошедшего путь от рядового до помощника начальника разведки армии.

24.    «ЗНАК БЕДЫ» (1986, реж. М. Пташук)
Фильм о великом народном терпении и о том, как страшно оно заканчивается, что и объясняет мощное партизанское движение в Белоруссии. Тяжёлая, подлинно народная драма о крестьянской доле в оккупации по одноименной повести Василя Быкова была признана лучшим неанглоязычным фильмом, показанным по телеканалу ВВС в 1987 году.

25.    «ИВАНОВО ДЕТСТВО» (1962, реж. А. Тарковский)
Эстетически совершенный дебют Андрея Тарковского в кино, сразивший наповал жюри Венецианского фестиваля. Рассказ о юном разведчике Иване, потерявшем семью, но приобретшим ненависть, которая противоестественна для детского сердца, но от которой никуда теперь не деться до самой смерти.

26.    «ИДИ И СМОТРИ» (1985, реж. Э. Климов)
Картина о том, как война может даже рай, каким для каждого является его детство, превратить в ад, если это Белоруссия 1943 года и детство пришлось на время оккупации. Фильм до сих пор считается самым натуралистичным во всем мировом военном кино, а сцена сожжения карателями деревни до сих пор потрясает абсолютным совершенством в показе обыденной жестокости, сравнимой с полотнами Босха и Брейгеля. Только вот в фильме это одна деревня, а их таких, уничтоженных на белорусской земле, было 628.

27.    «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ» (1957, реж. М. Калатозов)
Самый известный в мире советский военный фильм, обладатель единственной за всю историю отечественного кино «Золотой Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. Картина о том, что измена в тылу несет смерть на фронте, даже если это всего лишь измена главной героини бойцу Красной армии с его братом. Искупить такую вину можно даже в сердцах близких тебе людей, но не в своем собственном.

28.    «МИНУТА МОЛЧАНИЯ» (1971, реж. И. Шатров)
Картина про то, как могила неизвестного солдата, найденная дорожными строителями, перевернула жизнь вчерашнего школьника Сергея. Известно, что святое дело излечивает душу, и Сергей вдруг становится старше и мудрее всех, кто его окружает, по крупицам восстанавливая картину безвестного подвига советских солдат.

29.    «МОЙ БОЕВОЙ РАСЧЕТ» (1987, реж. М. Никитин)
Сбежавший из школы на фронт Серега Кружкой по ранению возвращается в родной город и вступает в бой с бандитами. Все было бы плохо, но тут по случаю Победы объявился его боевой расчёт проездом с германского фронта на японский. И рванула душа на войну, чтобы вместе через Гоби и Хинган до самого Порт-Артура. Потому что русскому человеку только там, на войне, место наше у окошка, а не в тамбуре, как говорил сержант Кружкой.

30.    «НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ» (1968, реж. В. Трегубович)
Один день из жизни экипажа самоходного орудия, в который вместилось все - смешное и горькое, героическое и обыденное, страх, которого не надо стыдиться, и слава, которой не стоит гордиться. Потому что таких дней на войне было больше тысячи. И каждый надо прожить и выжить, что нелегко, особенно если ты - самый младший из экипажа, но при этом и командир, а вокруг война, и до смерти, как поется в песне, четыре шага.

31.    «НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ» (1976, реж. П. Фоменко)
На войне проявляются лучшие стороны человека. И практически в каждом человеке живёт герой. И не надо совершать каких-то неимоверных подвигов - надо только оставаться людьми, которые стараются выполнить свое дело, аще хотят любить и быть любимыми. Даже если война. Шедевр советского кино, снятый выдающимся театральным режиссёром Петром Фоменко, посвящён «братьям и сёстрам милосердия» - медперсоналу санитарного поезда.

32.    «О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ» (1973, реж. Н. Трощенко и А. Вехотко)
Картина о скромных тружениках, «чернорабочих войны» - саперах. И не просто саперах, а о единственном в Красной армии женском батальоне миноискателей. А еще о том, что подвиг – он везде подвиг. А уж подвиг девушек, вместо свиданий и дум о женихах в дождь и в грязь ползавших по раскисшим полям, спасая жизни наших солдат – подвиг вдвойне.

33.    «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» (1975, реж. С. Бондарчук)
Один из любимейших в России фильмов о войне. За собранных в одном кадре Тихонова, Шукшина, Никулина, Бурков и Мордюкову. За 5 тонн тротила и 2 тысячи солдат, обеспечивших грандиозность батальных сцен. За «ой как больно», в кадре произнесённых Сергеем Бондарчуком после смерти на съёмках Василия Шукшина. За тихоновское «драться рядом с товарищами можно и глухому». За людей, которые сражались. И победили.

34.    «ОТЕЦ СОЛДАТА» (1964, реж. Р. Чхеидзе)
В 16 лет будущий сценарист Сулико Жгенти, сбежал на войну, не зная, что его отец пойдёт искать блудного сына. А еще через 20 лет эту историю об отце солдата, нашедшем и потерявшем сына в победном Берлине 1945-го экранизировал Резо Чхеидзе. Закрепив тем самым предположение режиссёра Сергея Герасимова, именем которого названа российская кузница кинокадров ВГИК, что все грузины рождаются с кинокамерой в руках.

35.     «ОТРЯД» (1984, реж. А. Симонов)
Отряд красноармейцев, 21 июня 1941 года отправленный безоружными валить деревья в приграничную литовскую глушь, оказался единственными, кто остался биться до победного за нашу и вашу свободу, которая местным оказалась не особо-то и нужна, если за неё не платят рейхсмарками или, на крайний случай, рублями. Фильм о тех, кому своя рубашка ближе к телу, и о тех, кому свобода Родины дороже жизни. И в чем разница.

36.    «ОФИЦЕРЫ» (1971, реж. В. Рогов)
Великой Отечественной войне здесь посвящено едва ли треть экранного времени, но это одно из сильнейших эмоциональных воздействий на зрителя во всем военном кино. Ни одного лишнего слова или кадра нет в этой простой и величественной истории о друзьях-товарищах, выбравших своей профессией «Родину защищать». Как поётся в песне, «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Это фильм о них. О героях.

37.    «ПО ДАННЫМ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА» (1979, реж. В. Михайловский)
Фильм про то, что когда над страной нависла опасность, то можно позабыть про классовую несовместимость фармазонщиков, щипачей и форточников с МУРовцами. Потому как враг у всех общий, и предатели на всех одни. Как говорил отпетый рецидивист с дореволюционным стажем Володя Гомельский, «пусть меня зарежут урки в камере, но этого предателя я вам доставлю к столу в оригинальной упаковке». И ведь доставил.

38.    «ПЕРЕД РАССВЕТОМ» (1989, реж. Я. Лапшин)
В начале войны вражеская авиация где-то в западных районах страны разбомбила эшелон с эвакуированными из местных тюрем. Так сошлись судьбы бывшего партийца, весёлого уголовника и молодого, но упёртого лейтенанта НКВД. И оказалось, что когда пришла беда на родную землю, все разногласия побоку. Удивительное кино про то, как фашист хотел нас до рассвета захватить, чтобы мы не разобрались во тьме кто свой, кто чужой, но просчитался.

39.    «ПОЛУМГЛА» (2005, реж. А. Антонов)
В деревню Полумгла для строительства аэровышки прибывает отряд пленных немцев под командованием контуженного лейтенанта Анохина, который позволяет ее жителям проявить лучшие качества русского человека. Вот только контузия не только у лейтенанта. Простой и красивый фильм с шокирующим финалом получил приз «за умение рассказать о жестокостях войны, не впадая в патетику или очернение», и провалился в прокате. Что не мешает ему оставаться одним из лучших фильмов о войне, снятых в России в этом веке.

40.    «ПОРОХ» (1985, реж. В. Аристов)
В сентябре 1941 года в Ленинграде на заводах не оказалось обычного пороха. И сухарь по жизни инженер Никонов, собрав команду из профессоров и контуженных, сходит в ад, каким при полном господстве немецкой авиации был Кронштадт, чтобы выполнить задание и немного научиться любить людей, которых, быть может, через минуту не будет в живых. Но которые своей гибелью на 20-й день блокады помогли продержаться остальным.

41.    «ПРИСТУПИТЬ К ЛИКВИДАЦИИ» (1983, реж. Б. Григорьев)
Говорят, что бережёного Бог бережёт, а не бережёного конвой стережёт. А для будущего сценариста Эдика Хруцкого богом был родной дядька – опер из угрозыска, и угроза мамы «не будешь учиться – станешь карманников в трамвае ловить» была как песня. Учиться Эдик так и не начал, но дядины истории запомнил и воплотил в фильм о противостоянии МУРа и уголовников, в условиях военного времени спевшихся с врагами и предателями.

42.    «ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ» (1971, реж. А. Герман)
Один из величайших фильмов о войне, объясняющий, почему смерть лучше предательства, а свои бывают хуже чужих. В тяжёлые дни голодной зимы 1942 года, когда только формировалось партизанское движение, командир отряда Локотков пытается спасти изменившего присяге и раскаявшегося сержанта Лазарева, потому что люди не расходный материал и каждый имеет право на прощение. И цену за него каждый тоже выбирает сам.

43.    «САШКА» (1981, реж. А. Сурин)
Кино о рядовом Сашке, который сквозь кровь, огонь и смерть пронёс и сохранил в себе лучшие черты русского человека – скромность, справедливость и самоотверженность. Автор повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев – помкомвзвода стрелкового батальона, практически полностью полёгшего подо Ржевом. про своего героя ничего не придумывал. Как было, так и писал. Потому что правда сильнее спецэффектов и выдумки.

44.    «СВОИ» (2004, реж. Д. Месхиев)
Рассказ о том, как три окруженца - политрук, чекист и Иванушка-рядовой, сам из местных, за чудом ходили. А чудом в условиях первых поражений 1941 года было одно – выжить и к своим добраться. Одна из лучших ролей Константина Хабенского, Сергея Гармаша и Федора Бондарчука, убедительно сыгравшего отщепенца-предателя.

45.    «СОШЕДШИЕ С НЕБЕС» (1986, реж. Н. Трощенко)
Раньше считалось, что Великая Отечественная война унесла жизни 20 миллионов советских людей. «Двое из двадцати миллионов» - так называлась повесть военного корреспондента Алексея Каплера, посвящённая Сергею и Маше, их жизни, какая она могла быть после войны. А могла она быть суровой, голодной, но радостной. Потому что живы остались. Жаль, что жизнь не имеет сослагательного наклонения, и погибшие остаются погибшими навсегда.

46.    «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» (1959, реж. С. Бондарчук)
Била, корежила и гнула судьба Андрея Соколова, не хватавшего звезд с неба что на гражданке, что на войне, тихо шоферившего и там, и там, да так и не согнула. Потому что всегда поступал по совести. Пытался выжить, как все, но не трусил, а помереть хотел достойно, хотя на рожон лез, разве лишь когда отступать было некуда. Немудреный дебют в кино участника битвы за Кавказ Сергея Бондарчука оказался созвучен биографиям миллионов бывших фронтовиков. Потому что они хотели того же. Выжить и победить.

47.    «ТОРПЕДОНОСЦЫ» (1982, реж. С. Аранович)
Война – это не только подвиги, но и просто работа, которую надо делать хорошо. И жизнь не кончается, если война, и даже наоборот, потому что расстаться с ней можно в один момент. Картина о том, как довести нормального человека до хрипа: «Карать! Карать гадов! Чтобы поколениями на века помнили!» Великий киномонумент лётчикам Северного флота.

48.    «У ТВОЕГО ПОРОГА» (1962, реж. В. Ордынский)
Осенью 1941 года вышел зенитный расчёт к дому на выселках, откуда до Москвы электрички ходят, окопался и стал ждать врага. А потом пришёл супостат, и расчёт как был, так и полёг посреди снегов, подбив, сколько смог, вражеских танков и задержав, сколько надо, неприятеля. На войне таких историй миллион, и по каждой кино снимать можно. И любовь тут, и геройство, и предательство. Весь Шекспир в одном флаконе.

49.    «ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА» (1967, реж. Н.Бирман)
Несколько дней из жизни летного отряда - военные будни и немудреные праздники, боль от потерь и удовлетворение от того, что ни одна смерть не будет напрасной. Фильм о том, что чувство собственного достоинства ничуть не противоречит воинскому долгу, и если есть задача - найти спрятавшийся в лесах вражеский аэродром, то решить ее могут не только смелые, но внутренне свободные люди. Даже если за это положена гауптвахта.

50.    «ЧИСТОЕ НЕБО» (1961, реж. Г. Чухрай)
Лишь спустя 10 лет после Победы пришла пора реабилитировать советских солдат и офицеров, что попали в плен, выжили и вернулись, но ходили с клеймом предателя, как герой фильма летчик Астахов. И это испытание было похлеще, чем на фронте. Потому что приходилось бороться не с чужими, а со своими. Вышедшая во всесоюзный прокат картина бывшего командира роты лейтенанта Григория Чухрая прорвала стену молчания вокруг судеб бывших военнопленных, подарив им надежду на справедливость и достойную жизнь.