Оружие победы. Подводный минный заградитель «Ленинец»

Подводная лодка «Л-20» (головная лодка серии XIII-бис), советский дизель-электрический подводный минный заградитель, была заложена на стапелях завода имени Орджоникидзе (Балтийский завод) в Ленинграде 25 июля 1938 года. Спущена на воду 14 апреля 1940 года, но до начала войны достройка лодки завершена не была, и осенью 1941 года корабль под буксирами был доставлен по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск на судостроительный завод № 402.

По достройке командование Л-20 принял капитан 3 ранга В. Ф. Тамман. Лодка вошла в строй Северного флота 28 августа 1942 года. Совершила 14 боевых походов, произвела четыре боевых торпедных атаки, выпустив 21 торпеду. 1 января 1943 года потопила транспорт Muansa, а через месяц отправила на дно транспорт Othmarschen, заняв первое место по уничтоженному торпедами тоннажу среди всех лодок Северного флота. Произвела 11 минных постановок, выставив 216 мин заграждения.

29 августа 1943 года «Л-20» вышла из Полярного в свой седьмой боевой поход. Утром 3 сентября в районе мыса Нордкин были обнаружены транспорт в охранении сторожевого корабля. После трехторпедного залпа на лодке слышали взрыв одной из торпед, но результат атаки выяснить не удалось, так как вражеский сторожевик обнаружил лодку и начал ее преследовать, сбрасывая глубинные бомбы.

В 10 часов 50 минут при очередном взрыве из кингстона цистерны быстрого погружения была вырвана уплотнительная резина. «Л-20» стала опускаться и на глубине 60 м ударилась обтекателем гидроакустической станции о кекур – выступающую со дна моря гранитную скалу. Через поврежденную шахту гидролокатора во второй отсек хлынула вода. Несмотря на принятые меры, отсек все больше заполнялся водой. Лодка стала проваливаться на дно. Создав противодавление в поврежденном отсеке и осушив носовые внутренние цистерны, в 11 часов 25 минут с большим трудом Тамман вывел лодку на глубину 115 м, где она легла на грунт с небольшим дифферентом на корму. (Официально предельная глубина погружения для лодок типа «Л» составляла 100 м). В это время во втором отсеке продолжалась напряженная борьба за живучесть. Постепенно вода затопила 3/4 отсека. Лишь помощь моряков из первого отсека спасла людей. По горловине для перегрузки торпед моряки перебрались в первый отсек.

Все это время над лодкой продолжал сбрасывать глубинные бомбы вражеский сторожевик. Израсходовав 33 бомбы, он направился к мысу Нордкап, где накануне «Л-20» выставила свои мины. Вдруг раздался сильный взрыв и гидроакустик перестал слышать шум винтов сторожевика. Впоследствии выяснилось, что в этот день здесь затонул противолодочный корабль UJ-1202 «Франц Денкворт», хотя по другим сведениям он был торпедирован подводной лодкой «С-51» .

Чтобы с помощью турбонасоса осушить второй отсек «Л-20» необходимо было в ледяной воде (вернее под водой) в трюме под запасными торпедами открыть клапан аварийного осушения. Но он оказался засоренным, поэтому матросы начали поочередно нырять, чтобы отыскать клапан осушения трюма. После нескольких попыток, старшине 2-й статьи В.С. Острянко удалось с большим трудом провернуть маховик и открыть этот клапан. Используя воздух из запасных торпед, создали противодавление внутри первого и второго отсеков, после чего трюмными помпами осушили их.

Следующей задачей был подъем поврежденной лодки на поверхность с запредельной глубины. Ситуация осложнялась малым запасом оставшегося на лодке сжатого воздуха. Поэтому, несмотря на то, что люди уже 16 часов находились под водой и давно прошли установленные нормативами сроки пребывания под большим воздушным давлением, кислород на дыхание решили не расходовать до последней крайности. После осушения внутренних цистерн и минных труб, дали воздух в главные балластные цистерны. Корма задралась на 40-50 градусов, но нос не оторвался от грунта. Только после того, как моторам был дан полный назад, лодка оторвалась от грунта и с дифферентом в 80 градусов (почти вертикально задрав корму!) начала подниматься. Постепенно она выравнялась и на ровном киле всплыла на поверхность.

Но тут случилась новая беда: в первых двух отсеках, где давление оставалось выше атмосферного, оно быстро сравнялось с атмосферным. Это вызвало у людей кессонную болезнь. 10 человек из 13 потеряли сознание. Им оказали первую помощь, но ученик рулевого А.Д. Егоров позднее скончался в госпитале.

На ходу исправляя повреждения и пополняя запасы воздуха, «Л-20» уходила от вражеских берегов. 5 сентября она возвратилась на базу. Экипаж и конструкция лодки выдержали беспрецедентный экзамен. 12 моряков из носовых отсеков, старший инженер-механик и командир лодки были награждены орденами Красного Знамени, А. Егорова посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.

В феврале 1944 года на лодку был переведен экипаж с лодки «Л-19» Тихоокеанского флота, а экипаж «Л-20» почти в полностью перешел на подводную лодку «В-1», полученную от Англии в счет репараций с Италии. При переходе из Лервика в Полярное лодка погибла со всем экипажем 27 июля 1944 года в Норвежском море.