Сражения Великой Отечественной. Оборона Заполярья

Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури. Полуостров Рыбачий стал «непотопляемым линкором Заполярья» и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.

8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.

На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года. Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.

К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек. Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.

Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов. Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые дрифтеры – охотники на подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы. Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу. Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).

Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. По пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400. За годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.

Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов.

Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий.

Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. За время военных действий на каждый километр Кировской магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.

7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья. Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков.

Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.

В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.

За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой"