Конструктор оформления фото

50 лучших советских фильмов о войне. Часть II. 1970-е годы

03.05.2020 г.

50 лучших советских и российских фильмов о Великой Отечественной войне. Часть вторая. 1970-е годы

За последние 75 лет в СССР и России снято более 600 фильмов о Великой Отечественной войне. И это нельзя списать на один госзаказ. Но можно объяснить потребностью коллективной народной памяти вновь и вновь возвращаться к самому значительному событию в истории нашей страны. Затронувшему каждую семью и оставившему глубокий след и незаживающую рану еще на десятки лет.  Пока живет память. Представленные здесь фильмы - лишь капля в море тех, что были и будут. Мы ограничились круглой цифрой 50, отобрав лучшие, на наш взгляд, картины. Которых, конечно же, значительно больше.

 

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ» (1972, реж. С. Ростоцкий)

Рядовой кавалерийского корпуса, после тяжёлого ранения буквально собранный по частям врачами и медсёстрами в медсанбате, Станислав Ростоцкий снимал фильм о подвиге пяти девушек-зенитчиц, во главе со старшиной Васьковым сумевших уничтожить вражеский десант, а получился непревзойдённый грандиозный триллер о женском подвиге на войне, выдвинутый на «Оскар» и проигравший лишь классику мирового кино Бунюэлю.

 

«АТЫ-БАТЫ, ШЛИ СОЛДАТЫ» (1976, реж. Л. Быков)

Лебединая песня и последний фильм Леонида Быкова в память о рядовых Великой Отечественной, которые все разные, слабые и сильные, и каждый индивидуален, но когда надо умереть, чтобы спасти раненых от прорвавших фронт немцев, ни секунды не думая идут на смерть. И что-то такое изначально было заложено в этих солдатах, что и дети у каждого из них выросли достойными людьми.

 

«БЫЛ МЕСЯЦ МАЙ» (1970, реж. М. Хуциев)

Когда отгремели последние залпы и фронтовые разведчики, остановившись на постой в доме преуспевающего улыбчивого фермера Рашке смогли наконец вздохнуть полной грудью, тут-то и выяснилось, на чем взошли тучные поля пшеницы в самом сердце Германии, и почему наша бедность лучше их достатка. Фильм-предостережение всем тем, кто завидует европейскому благополучию. Не завидуйте. Оно не стоит того.

 

 «В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ» (1973, реж. Л. Быков)

«Кто сказал, что нужно бросить песни на войне»? – этот вопрос командира авиаполка в исполнении Леонида Быкова стал лейтмотивом самого кассового советского фильма на военную тему и единственного мюзикла, посвящённого памяти советских летчиков, как вернувшихся из боя, так и тех, кто, погибнув в небе за Родину, навечно стал небом над ней.

 

«ВАРИАНТ «ОМЕГА» (1975, реж. А. Воязос)

Сериал о противостоянии в оккупированном Таллине матерого немецкого шпиона-аристократа и советского разведчика, у которого хоть 9 классов образования и разведчицкое ПТУ на лбу написаны, а он все равно умнее. Потому что наше дело правое, а их - нет. Удивительно, что такое кино снял боец греческого Сопротивления Антонис Воязос, у себя на родине приговорённый к смертной казни.

 

«ВОСХОЖДЕНИЕ» (1977, реж. Л. Шепитько)

Грандиозная фреска о цене предательства на войне, принёсшая отечественному кино единственный в истории главный приз Берлинского кинофестиваля. Библейской мощи экранизация повести несостоявшегося Нобелевского лауреата Василя Быкова о том, что умереть может каждый, но не у всех есть мужество достойно принять смерть.

 

«ГОРЯЧИЙ СНЕГ» (1972, реж. Г. Егиазаров)

Картина о солдатском и человеческом братстве, которое возникает, когда приходится идти на смерть, чтобы ценой твоей жизни была решена локальная военная задача, как это было с артиллерийским расчетом лейтенанта Кузнецова, зимой 1942 года брошенным под удар немецких танков, рвавшихся к окруженной группировки фельдмаршала Паулюса под Сталинградом. И о том, почему не жалели солдат в той войне. Вернее, почему так казалось. Потому что нельзя было иначе.

 

«ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ» (1978, реж. А. Герман)

Возможно, лучший фильм о Великой Отечественной войне, где войны практически нет. Полностью игровая, но похожая на документальную картина учит радоваться жизни, пока она есть - как военкор Лопатин, получивший нежданный трехнедельный отпуск в Ташкент и успевший прожить его так, что потом и умирать не страшно. Хотя всего-то и случилась одна любовь без продолжения. Только вот у многих и этого не будет.

 

«ДОЖИТЬ ДО РАССВЕТА» (1975, реж. В. Соколов и М. Ершов)

Вышедшему из окружения лейтенанту Ивановскому поверили, дали отряд, люди прошли с ним сорок километров сквозь холод, снег и пули, а вражеской базы на месте не оказалось. Картина о том, что быть полезным Родине, когда идёт война, дороже жизни.

 

 «МИНУТА МОЛЧАНИЯ» (1971, реж. И. Шатров)

Картина про то, как могила неизвестного солдата, найденная дорожными строителями, перевернула жизнь вчерашнего школьника Сергея. Известно, что святое дело излечивает душу, и Сергей вдруг становится старше и мудрее всех, кто его окружает, по крупицам восстанавливая картину безвестного подвига советских солдат.

 

 «НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ» (1976, реж. П. Фоменко)

На войне проявляются лучшие стороны человека. И практически в каждом человеке живёт герой. И не надо совершать каких-то неимоверных подвигов - надо только оставаться людьми, которые стараются выполнить свое дело, аще хотят любить и быть любимыми. Даже если война. Шедевр советского кино, снятый выдающимся театральным режиссёром Петром Фоменко, посвящён «братьям и сёстрам милосердия» - медперсоналу санитарного поезда.

 

«О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ» (1973, реж. Н. Трощенко и А. Вехотко,)

Картина о скромных тружениках, «чернорабочих войны» - саперах. И не просто саперах, а о единственном в Красной армии женском батальоне миноискателей. А еще о том, что подвиг – он везде подвиг. А уж подвиг девушек, вместо свиданий и дум о женихах в дождь и в грязь ползавших по раскисшим полям, спасая жизни наших солдат – подвиг вдвойне.

 

«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» (1975, реж. С. Бондарчук)

Один из любимейших в России фильмов о войне. За собранных в одном кадре Тихонова, Шукшина, Никулина, Бурков и Мордюкову. За 5 тонн тротила и 2 тысячи солдат, обеспечивших грандиозность батальных сцен. За «ой как больно», в кадре произнесённых Сергеем Бондарчуком после смерти на съёмках Василия Шукшина. За тихоновское «драться рядом с товарищами можно и глухому». За людей, которые сражались. И победили.

 

«ОФИЦЕРЫ» (1971, реж. В. Рогов)

Великой Отечественной войне здесь посвящено едва ли треть экранного времени, но это одно из сильнейших эмоциональных воздействий на зрителя во всем военном кино. Ни одного лишнего слова или кадра нет в этой простой и величественной истории о друзьях-товарищах, выбравших своей профессией «Родину защищать». Как поётся в песне, «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Это фильм о них. О героях

 

«ПО ДАННЫМ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА» (1979, реж. В. Михайловский)

Фильм про то, что когда над страной нависла опасность, то можно позабыть про классовую несовместимость фармазонщиков, щипачей и форточников с МУРовцами. Потому как враг у всех общий, и предатели на всех одни. Как говорил отпетый рецидивист с дореволюционным стажем Володя Гомельский, «пусть меня зарежут урки в камере, но этого предателя я вам доставлю к столу в оригинальной упаковке». И ведь доставил.

 

«ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ» (1971, реж. А. Герман)

Один из величайших фильмов о войне, объясняющий, почему смерть лучше предательства, а свои бывают хуже чужих. В тяжёлые дни голодной зимы 1942 года, когда только формировалось партизанское движение, командир отряда Локотков пытается спасти изменившего присяге и раскаявшегося сержанта Лазарева, потому что люди не расходный материал и каждый имеет право на прощение. И цену за него каждый тоже выбирает сам.