Московская битва

Дневник из 1941 года

15.10.2020 г.

Одной из самых удивительных историй 2020 года стало установление автора дневника, который до сих пор, почти три четверти века считался анонимным. Командир Красной Армии, служивший в 627-м артиллерийском полку 180-й стрелковой дивизии с 26 июня 1941 года вел дневник, описывая в нем фронтовые реалии первых дней войны. 11 июля полк приняла первый бой с врагом в районе города Порхов восточнее Пскова:

«Развернувшись в боевой порядок вышли на высоты к северу от Махновки. Только взошли на высоты, как вокруг засвистели пули. Я залег между двумя камнями, которые спасли мне жизнь. От моего камня постоянно рикошетили пулеметные пули. Из-за разрывных снарядов фейерверк выдался выдающийся. Левый фланг 4-го взвода, которым командовал эстонец Кивимэр, не выдержал и сбежал в ржаное поле. Я приказал пулеметчикам открыть огонь, а остальным – отступить. В результате нам удалось выйти из боя несмотря на то, что неприятель не прекращал обстреливать нас из минометов. В ходе этого боя из 120 человек дезертировали 32, почти все – эстонцы» (180-я стрелковая дивизия была сформирована из солдат бывшей эстонской армии в сентябре 1940 года).

Последняя запись в дневнике, сделанная у деревни Парфино Новгородской области, что лежит на берегу речки Ловать, датирована 26 августа: «Утро туманное, видимости никакой. Противник ничем себя не выдает. Царит подозрительная тишина. На протяжении 3 км берег обороняют всего 160 человек…».

В конце войны бумаги 10-го армейского корпуса Вермахта, среди которых оказался перевод этого дневника на немецкий язык, были захвачены американцами и ныне, в виде цифровых копий хранятся в Национальном архиве США. 24 мая 2020 года поисковик Сергей Вершинин выложил дневник в обратном переводе с немецкого на русский в общедоступной группе в Фейсбуке. И уже спустя несколько дней, благодаря архивной базе ветеранов, собранной на сайте "Бессмертного полка России", удалось установить имя автора. Им оказался старший лейтенант Василий Стефанов, начальник штаба 180-го полка, числящийся пропавшим без вести с 27 августа 1941 года. А вскоре удалось связаться сначала с внучкой Василия Стефанова Викторией, а затем и с его сыном Александром, родившимся в том самом 1941 году, в декабре, и не видевшего отца живым.

«Бесконечная благодарность Вам, Сергей, Вашим товарищам, единомышленникам, неравнодушным, с обнажёнными нервами, людям с большой пытливой душой, - писал Александр Стефанов Сергею Вершинину. - Такая история возможна одна на миллион, а может и реже.  Я радовался, когда у кого-то находились пропавшие родственники или документы. Но чтобы со мной такое произошло -  это чудо! Теперь у меня открылось новое восприятие жизни. И ни инфаркты, ни операции на сердце, ничто не помешает мне чувствовать самым счастливым сыном своего отца!  Спасибо искренне за Ваш Подвиг!!!»      

Теперь мы знаем, что Василий Иванович Стефанов родился в Мариуполе в 1915 году. В школьные годы остался без родителей, жил у старшей сестры. После 7-ми классов поступил в ремесленное училище, выучился на станочника, и по распределению был направлен на металлургический комбинат «Азовсталь». В 1933-м на комсомольском слёте передовиков производства в Ростове-на-Дону познакомился с Аней Бугаёвой, выпускницей Ростовского медучилища. Через год, на предложение «руки и сердца» Анна ответила, что выйдет замуж только за офицера. В феврале следующего года Василий уже был курсантом Киевского артиллерийского училища. В 1936-м, с отличием окончив училище, Василий женился на Анне. Через год у них родилась дочь Людмила. 15 января 1940 года за прорыв «линии Маннергейма» и проявленные в боях мужество и умение Василий Стефанов был награждён орденом «Красной Звезды». В канун нападения Германии на СССР назначен на должность начальника штаба 627-го артиллерийского полка. В декабре 1941 года у Василия Стефанова родился сын Александр.

«В конце 48-го к маме пришёл геолог и сказал: если ты с детьми будешь скитаться со мной по всей стране, жить в землянках, шалашах, палатках, а зимой в какой-нибудь деревенской избе на полатях под тулупами, готовить в любую погоду на костре - тогда семья состоится, - рассказывал о своей последующей жизни Александр Васильевич Стефанов. - И мама сказала «да». И забрал он нас всех в охапку, и понеслись мы по всему Союзу, по бездорожью и весям. И боль потери у нас с мамой не утихла, нет, но слегка притупилась. Анатолий оказался отличным мужем и отцом.... Но, когда я приехал на похороны мамы, он предложил мне перейти на его фамилию. Во мне натянулась струна. Я поблагодарил за доверие, и сказал, что у тебя есть сын - продолжатель рода, а мой отец (я его считаю героем) не может остаться умершим, без продолжения фамилии. Он обнял меня и сказал, что ожидал такого ответа...».

Судьбе Василия Стефанова, его дневнику и его семье посвящен репортаж Сергея Брилева на телеканале «Россия» - https://www.vesti.ru/article/2428867?fbclid=IwAR3-sVBYAzWzQKXszF_-bqW4GczthDThlzzX9-Z56zRwEx0qCRzU1W_4kO0

 

На фото: Василий Стефанов, его жена Анна и их дочь Людмила.

 

Выражаем благодарность Сергею Вершинину за предоставленные материалы.