Московская битва

Советско-американская битва над Германией в марте 1945 года

18.03.2021 г.

18 марта 1945 года в небе над Германией разыгралась самая настоящая репетиция Третьей мировой войны, в которой приняли участие две сильнейшие державы мира - СССР и США.

В этот день авиация союзников нанесла самый мощный за всю войну авиаудар по Берлину. 1300 американских «летающих крепостей» В-17 и бомбардировщиков В-24 «Либерейтор» под прикрытием 700 истребителей Р-51 «Мустанг» сбросили на немецкую столицу более 3-х тысяч авиабомб. В этот день начиная с полудня в течение двух часов советские самолеты получили приказ на боевые задания не вылетать. Однако с аэродрома польского города Морин некоторые самолеты все же поднялись в воздух. «Мы использовали эти часы для тренировок молодёжи и облёта самолётов, вышедших из ремонта», - вспоминал Герой Советского Союза Иван Федоров. В это время, попав под сильный огонь берлинских ПВО, несколько «Мустангов» ушло в сторону Кенигсберга и вдруг увидели впереди перед собой самолеты, очертаниями напоминавшие, как им показалось, немецкие «Фокке-Вульф-190». Двенадцать «Мустангов» ринулись в атаку, и только сбив три самолета, вдруг опознали в них советские «Як-9». Два наших летчика – командир звена 291-го истребительного авиаполка старший лейтенант Васильев и младший лейтенант Пименовский из 812-го авиаполка погибли, еще два пилота получили ранения. Правда, американцы отчитались о девяти сбитых самолетах.

«Нашему возмущению не было предела. Друзья, называется», - возмущался Федоров. Но тут кто-то высказал мысль, что на «Мустангах» могли быть немцы. И наши летчики бросились в погоню.

Первым у цели оказал дважды Герой Советского Союза майор Иван Кожедуб. «Кожедуб ведь стрелял очень хорошо. Старался подойти на очень близкую дистанцию, чтобы все снаряды в цель положить. Даже не пользуясь прицелом, а довернув самолет, - рассказывал напарник дважды Героя Дмитрий Нечаев. - И из перевернутого положения он сбил второй самолет. А потом сказал: «Давай уходить! Хватит». А у нас уже и горючее было на исходе. Мы переворотом ушли вниз. А «мустанги» за нами не погнались. Пришли мы на свой аэродром. Доложили, что вели воздушный бой, сбили два самолета».

Еще один «Мустанг» был сбит в районе Кенингсберга, причем до сих пор неизвестно кем. Пострадали также два В-17, атакованных в небе над Польшей, и бомбардировщик «Либерейтор», чуть ранее получивший повреждения немецкими «Мессершмиттами», а затем попавший под кинжальный огонь «Яков». Всего погибли 7 американских летчиков, сержанту Райану из-за ранения ампутировали правую руку выше локтя.

«Этот из ряда вон выходящий случай произошёл в условиях, когда по обоюдному соглашению между советскими, британскими и американскими штабами авиации была установлена разграничительная зона для боевых действий союзной авиации, проходящая в 50 км к западу от района происшествия, - 19-го марта писал начальник Генерального штаба Красной Армии генерал Антонов главе военной миссии США в СССР генералу Дину. – При этом никаких извещений о предполагаемом пролёте здесь американскими самолётами линии советского фронта сделано не было».

А, значит, сами виноваты. Не надо было злить советских асов, имевших такой боевой опыт по уничтожению неприятельских самолетов, какой американцам и не снился.

 

На фото: сбитый американский Р-51 «Мустанг»