Московская битва

ВОЕННОЕ КИНО. "Совесть" (1974), "Противостояние" (1985)

10.06.2020 г.

Истина про то, что бывших предателей не бывает стала актуальна в начале 1970-х годов, когда затаившиеся на четверть века военные преступники тоже захотели «сладкой жизни» - отдыхать на курортах, ездить за границу и пить недоступный в их глухомани коктейль «Северное сияние» под хиты группы «T-Rex» в собственном домике на Черноморском побережье, чего они не могли себе позволить ранее, прикидываясь законопослушными гражданами страны. Лагерный надсмотрщик Дросов из сериала режиссера Юрия Кавтарадзе «Совесть» погорел на том, что любил отдыхать в Ялте, где встретил узника того самого концлагеря, где он так «лихо» вешал военнопленных, а немецкого диверсанта Кротова из «Противостояния» Семена Арановича сгубила мечта о личной недвижимости где-нибудь под Сухуми, ради которой он, не долго думая, легко порешил пару-тройку человек – навыки не пропьешь. Специальный отдел КГБ занимался такими четыре десятка лет, вплоть до 1987 года, планомерно выявляя каждого, запятнавшего себя кровью мирных жителей. При этом из 34 миллионов советских граждан, призванных в Красную Армию, только около 100 тысяч человек пошли в услужение к нацистам, еще столько же гражданских записалось в палачи добровольно в силу классовой ненависти к Советской власти, и около миллиона человек согласились под принуждением либо за деньги – 30 иудиных рейхсмарок в месяц плюс 6 сигарет в день. После войны органы НКВД проверили почти 4 миллиона 200 тысяч угнанных либо ушедших вместе с отступающими немецкими частями наших граждан, считая военнопленных, и из них менее двух процентов гражданских и около 15 процентов военнослужащих были признаны виновными – всего менее 200 тысяч. Все они получили до 10 лет лагерей, и в любом случае по амнистии 1955 года вышли на свободу. Но были и те, кто не мог рассчитывать на снисхождение. Такие запасались документами погибших солдат и селились, как Кротов и Дросов там, куда Макар телят не гонял, чтобы коротать свой позорный век, вздрагивая от каждого стука в дверь. Но спустя 30 лет волчий инстинкт может притупиться даже у матерых хищников, да и годы брали свое - хотелось наконец-то пожить, а не выжить. Тем более, что открытые процессы над бывшими полицаями, старостами, и обер и роттенвахманами стали редкостью, да и многие из тех, кто прошел через концлагеря стремились забыть ужас военного лихолетья. Только вот если ты не хочешь помнить о войне и платить по счетам, то война и расплата все равно придут за тобой, как это случилось и со скромнягой-бухгалтером Кудрявцевым из «Совести», побоявшимся рассказать правду тогда, в 1944-м, и с «коллегой» Кротова Лебедевым, считавшим, что раз он отсидел за военные преступления, то стал человеком. К чему ведет жажда «красивой жизни» давно известно – прокол на пустяках, внезапный арест и знакомство с обаятельными «охотниками» из МУРа, на раз-два раскалывающих палача по оставленным им кровавым следам, чтобы довести дело до суда и далее – до положенной в таких случаях «стенки».

По информации центра Симона Визенталя, общее количество военных преступников, доживших до наших дней достигает 15 тысяч человек. В частности, к 2020 году оставались живы ушедшие от наказания минимум 96 военных преступников из Латышского легиона СС. Как писал в таких случаях Степа Волощук из «Совести»: «Желаю в Новом году околеть».

 

P.S. А что до самих фильмов с их великолепным актерским составом от гениальных Андрея Болтнева и Всеволода Сафонова до непревзойденных мастеров эпизода Эмилии Мильтон, Елизаветы Никищихиной, Юрия Кузнецова и Марии Берггольц, то лучше всего об этом сказал безвестный комментатор к сериалу «Совесть» на  канале «YouTube»: «Спасибо советским фильмам, что не дают забыть, какие лица должны быть у людей».