"ПЕРЕГОН" (2006)

3 октября 2021 года скончался Александр Рогожкин – режиссер, снявший самый страшный фильм о Советской армии («Караул»), самый бескомпромиссный и, вероятно, самый честный фильм о красном терроре («Чекист»), самые смешные российские комедии – про рыбалку и охоту – ну увы, ничего смешнее российские кинематографисты пока не придумали, и фильм «Кукушка», который в 2010 году на международном фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске был признан лучшим фильмом о Великой Отечественной войне XXI века. С тех пор прошло еще 10 лет, появились «Брестская крепость», «Битва за Севастополь» «28 панфиловцев» и «Подольские курсанты», и окончательно ушел в туман неразгаданный «Титаник» российского военного кино, большой кинороман о людских судьбах в военные годы без грамма фальши, последнее кинополотно Александра Рогожкина и его завещание – «Перегон». Если почитать отзывы об этой картине на кинофорумах, то окажется, что каждый увидел в ней что-то свое. Кто-то разглядел здесь только сборник коротких анекдотов и бессюжетную драму, кто-то понял фильм как философскую притчу о власти и человеке под ее пятой, кто-то насладился шпионским детективом со следователем из «Преступления и наказания», кто-то принял кино за антитоталитарное высказывание, а кто-то - за сагу об осознании страной своего величия накануне решающего рывка к Победе. И все эти смыслы уместились в историю о заброшенном на краю Чукотки аэродроме, через который в 1943 году перегоняли с Аляски американские самолеты на советско-германский фронт за золото по ленд-лизу.

Вдалеке от основного театра боевых действий томились все: начальник аэродрома Лисневский в прекрасном исполнении Даниила Страхова - от кажущейся незначительности своего существования на краю света в момент, когда решались судьбы мира, молодые советские летчики и библиотекарь Ирина Владимировна, роль которой исполнила звезда шедеврального фильма Карена Шахназарова «Курьер» Анастасия Немоляева - от отсутствия любви и ласки, а феерический Алексей Серебряков в роли отъявленного негодяя коменданта аэродрома – от отсутствия всего вышесказанного, усугублённое алкоголизмом. И приехавший с «большой земли» расследовать смерть коменданта следователь из НКВД Яков Ларионович Гуцава, все видевший, но ничего не понявший, и оттого сделавший блестящие по широте, но неверные выводы – это и есть мы все, зрители фильма, которые по отдельности очень даже хорошо каждый отдельных осколочек описали, но общей картины не прояснили.

По сути Александр Рогожкин снял о фильм о русской душе во всех ее проявлениях. И даже чукотский парень Володя Попов, строчивший доносы в мирной военной Чукотке, потому что нельзя отказаться, если хочешь исполнить свою мечту, попутно слетавший контрабандой на Аляску и повидавший Америку сквозь дыры в фанерном ящике, а потом, когда пришла пора и мечта осуществилась, геройски погибший на фронте – тоже наш.

Такие вот «Особенности национального характера в экстремальное время». Война и мир в одном флаконе.