Московская битва

Стояла белая мгла: воспоминания о поисках разбившегося самолета Ил-14 (1976 год)

22.12.2021 г.

Активист регионального штаба Бессмертного полка России в Сахалинской области, ветеран ФСБ Владимир Цветков вспоминает о поисках разбившегося на Сахалине в 1976 году самолета Ил-14 – в декабре 2021 года прошло 45 лет с момента катастрофы. 

Стояла белая мгла. Из-за сильного снегопада обнаружить разбившийся борт сумели лишь через три дня. Поисковую группу возглавлял сахалинец, в ту пору лейтенант КГБ, ныне полковник ФСБ в отставке, член регионального штаба Бессмертного полка России в Сахалинской области Владимир Константинович Цветков.

18 декабря 1976 года в 16:56 по местному времени самолет Ил-14 с бортовым номером 61752 под управлением Валентина Довыденко, выполняя длительный рейс по разведке ледовой обстановки в сложных метеоусловиях, задел крылом склон горы. Разрушенный авиалайнер был найден 21 декабря на южном склоне горы Острой на высоте 910 метров - в 12,5 километрах восточнее аэропорта Южно-Сахалинск.

По данным официальных источников, самолет вылетел из Петропавловска-Камчатского и, успешно выполнив задание, был на подходе к Южно-Сахалинску. Пилотировал его экипаж из 147-го сахалинского летного отряда. На борту находились 11 человек: 6 членов экипажа (командир Валентин Довыденко, второй пилот Юрий Алексеев, штурман Виктор Скоков, бортмеханик Виталий Потапов, бортрадист Эдуард Шелховский, пилот-инспектор летно-штурманского отдела Дальневосточного управления гражданской авиации Станислав Шевченко) и 5 служебных пассажиров.

Владимир Цветков в ту пору работал оперуполномоченным УКГБ по Сахалинской области. О случившемся он узнал 20 декабря, находясь в актовом зале управления - руководство поздравляло сотрудников с Днем чекиста.

«Меня и моего начальника срочно вызвали в обком партии и сообщили, что потерпел аварию самолет Ил-14, ледовая разведка. Где - не знают. При заходе на посадку пропал с радаров за 5-10 минут до посадки. Мы быстро собрали спасательный отряд клуба туристов, подогнали вездеход и выехали на поиски.

Была жуткая метель», - вспоминает Владимир Константинович.

Приехали на карьер Известковый, там их встретил капитан милиции Звягинцев. Одного человека оставили охранять транспорт, остальные встали на лыжи и прошли около двух километров в гору. Но были вынуждены вернуться.

«Дул такой ураганный ветер, что не видно концов лыж впереди идущего лыжника. Приняли решение возобновить поиски утром, нас вернули в город. В обкоме партии всех собрали на совещание», - рассказывает Владимир Цветков.

В это же время, по его словам, по всей южной части Сахалина шли активные поиски, в небо поднялись несколько самолетов Ил-14, летали по Тонино-Анивскому полуострову в разных направлениях, прочесывали Корсаковский район, особенно в районе Озерска. Очевидцы утверждали, что видели летящий самолет, но факты, в какую именно сторону он летел, расходились, из-за этого возникла сумятица, район поиска сильно увеличился.

Тогда по тревоге подняли войсковые части, привлекли курсантов мореходного училища для обследования равнинной части, а метеостанция направила своих «девчонок-туристок». «Сердце сжималось, глядя на них, - вспоминает Цветков, - девушки были легко одеты, на головах тонкие шапочки, их называли «менингитками», спецодежды не было. Декабрьский день очень короткий, поэтому члены поисковой комиссии сначала предложили от Весточки (по Охотской трассе) поставить прожекторы и пустить по отрогам сопки группы поисковиков. Согласно плану, они должны были спускаться вниз по распадкам и смотреть по сторонам. Я возразил, это было практически невозможно по причине глубокого снега и сильного ветра, ведь мы уже совершили на тот момент пробный поход. И мое возражение, к неудовольствию сотрудников милиции, было принято».

Дальше на высокопроходимой гусеничной технике спасатели разделились на несколько групп по 7-10 человек и снова отправились на поиски.

«Первыми по злополучной горе, почти по самым верхушкам, - уточняет Цветков, - должна была пройти спортрота пограничников. Вторыми шли мы - спасательный отряд турклуба, который мне поручили возглавить. Я, а также известный всему Сахалину спасатель Валерий Поляков, очень крепкий в свои 63 года Юрий Брагин, Сергей Сергеев и Валентин Шинкарев. Валентин сегодня возглавляет федерацию спортивного ориентирования, Сергей работает в СахГУ вахтером, Юрия Брагина и Валерия Полякова уже нет в живых.

Пограничники прошли примерно на 50 метров ниже от места аварии. Бушевала метель, одни торили лыжню, другие шли следом, потом менялись. И таким образом дошли до Лесного, оттуда по рации доложили: результата нет.

Валера Поляков шел по самому гребню, под сумасшедшим ветром, помню, камни отлетали и секли лицо. И наконец он увидел за большим снежным барханом геометрически довольно правильную фигуру. Выяснилось, это было хвостовое оперение самолета, окрашенное в яркий флуоресцентно-красный цвет. Стояла белая мгла, и различить его издалека, конечно, было бы невозможно.

А дальше спасатели зашли за бугор и увидели разломанный самолет с отлетевшими друг от друга на расстояние 50 метров двигателями.

На первых минутах никого не нашли, погибших уже занесло снегом. Вдруг услышали слабый стон - какой же радостью было увидеть в хвостовой части фюзеляжа, где багажное отделение, живых пассажиров!

Это были орнитолог СахНИИ Виктор Воронов и биолог, сын первого секретаря Анивского райкома, Анатолий Басарукин. Люди были изможденными, одеты в пальто пилотов, чтобы не замерзнуть. Впоследствии выяснилось, что у Воронова была внутримозговая гематома, у Басарукина обморожены руки.

Мы приняли решение (рации не было, какой там!) и с Сергеевым быстро спустились к карьеру, остальных оставили оказывать помощь. Я отзвонился дежурному по управлению, и через 20 минут на площадку карьера сел вертолет Ми-8. Так мы отправились на место аварии, попетляли немного в поисках, до тех пор, пока не увидели фигуру человека в ярко-оранжевой куртке, он махал нам руками. Это был наш Юрий Георгиевич Брагин, такой куртки больше ни у кого не было».

Поисковая операция для Цветкова и команды была завершена. Загрузили уцелевших пассажиров в вертолет, сами спустились своим ходом. На место авиакатастрофы сразу прибыла следственная группа.

«На следующий день мы с генералом ездили в сторону Весточки и смотрели оттуда в бинокль - место падения было уже хорошо видно. Глядели на многочисленные «черные точки» - работающих там людей. Затем шло следствие, опросы и разбирательства, я уже в этом не участвовал», - закончил свой рассказ Владимир Цветков.

Что стало причиной аварии? На борту самолета в составе экипажа был проверяющий пилот-инструктор хабаровского авиаобъединения. Когда летели над озерами Тунайча и Изменчивое, по словам Владимира Цветкова, он попросил у командира корабля дать ему возможность посадить самолет: «Мне это рассказывали ребята, кто в живых остался. Не зная хорошо географической обстановки (что отдельные вершины у нас достигают высоты тысяча метров), он влетел в облако и увидел стремительно надвигающуюся гору, потянул на себя штурвал и дал полный газ. Чтобы этот форсаж сработал и самолет взлетел вверх, нужно примерно 17 секунд (так нам объяснили). Но - не сработал».

Вот как описывает источник avia.pro хронологию события: первый удар о склон горы состоялся правой плоскостью, в итоге правая ОЧК (отъемная часть крыла - прим. ред.) с обрывом силовой установки отделилась. Удар о склон фюзеляжа был скользящим. При движении в дальнейшем левая ОЧК разрушилась, оторвались левые двигатели: по 23 шпангоут отделился хвост фюзеляжа, и он развернулся на 180 градусов в отношении к линии полета. Выявленные причины авиакатастрофы: ошибка экипажа. По словам очевидцев, корпус самолета разломился примерно посередине, передняя половина полностью разрушилась, а хвостовая часть оказалась практически невредимой. Это и спасло двух пассажиров.

В качестве благодарности за спасательную операцию команде Цветкова вручили легендарные радиоприемники «Спидола» и благодарственные грамоты за подписью самого Павла Леонова.

И еще один факт из истории катастрофы. В кармане одежды командира упавшего Ил-14 лежал пистолет (летчики были вооружены), но в результате динамического удара карман разорвался, пистолет выпал и пропал - до лета того трагического года. А нашел его, когда собирал в тех местах бруснику, знаменитый сахалинский лыжник, неоднократный победитель и призер соревнований по лыжным гонкам Александр Майдуров. Найденное оружие он сдал в правоохранительные органы.

Владимир Константинович напомнил, что на борту был оператор Центрального телевидения Сахалина Юрий Кудрин, он должен был увидеть красоту островов и отснять материал о работе авиаторов. Юрий Кудрин погиб. Погибли и два ученых-гидролога, выполнявших задание Сахгидромета.

Какое задание выполнял экипаж Ил-14? За несколько часов облетели Курильскую гряду над территориями, где стояли маяки и жили семьи маячников, где в самых дебрях спрятались воинские части. Ученые собирали информацию, авиаторы кому-то сбрасывали почту, и, возможно, подарки к Новому году… «Они нам сами об этом рассказывали», - завершает Владимир Цветков историю, ставшую одной из черных страниц советской авиации.

В этом году в Южно-Сахалинске силами аэропорта и авиапредприятий открыли обновленный мемориал памяти летчиков и экипажей, ушедших в свой последний полет. Там же похоронены и члены экипажа Валентина Довыденко.

 

Автор: Елена Герцен, "Комсомольская правда на Сахалине", ревизор регионального отделения Бессмертного полка России в Сахалинской области. 

Фотографии из архива Владимира Цветкова, Елены Герцен, Михаила Родина