Московская битва

Как Красная Армия немецких генералов била

12 июля 1942 года завершилась карьера начальника штаба 4-й немецкой танковой армии генерал-майора Юлиуас фон Бернута. В этот день на самолете «физилер-шторьх» он вылетел в штаб 40-го танкового корпуса. Однако к месту назначения самолет не прибыл. Только 14 июля поисковая группа 79-й пехотной дивизии нашла в районе села Сохрановка Чертковского района Ростовской области разбитую машину, а также тела генерала и пилота. Судя по всему, самолет был подбит огнем с земли и совершил вынужденную посадку. Пассажир и пилот были убиты в перестрелке.

Ну а первый немецкий генерал погиб уже на на 13-й день войны. 3 июля 1941 года под Краславой в Латвии был убит командир 121-й дивизии вермахта генерал-майор Отто Ланцель. В тот день дивизия форсировала Западную Двину и двигалась на помощь дивизии СС «Мёртвая голова», попавшей под контрудар частей 21-го мехкорпуса Красной Армии. Когда основные силы 407-го пехотного полка 121-й пехотной дивизии достигли лесного массива, генерал Ланцель отправился на командный пункт полка. Доехав до передовых подразделений, наступающих слева от дороги, Ланцель не обратил внимания, что правый батальон отстал. Отступавшие перед ними красноармейцы неожиданно появились с тыла. В завязавшемся ближнем бою генерал и несколько его офицеров были убиты. Посмертно Ланцеля произвели в генерал-лейтенанты и даже переименовали польский город Жгув в Ланцеленштедт – правда, ненадолго.

Через 5 дней, 8 июля при форсировании Днестра погиб командир румынской 9-й горно-стрелковой дивизии бригадный генерал Рихард Роттенбург. 19 июля на окраине Смоленска в результате артобстрела получил тяжелое ранение и скончался на следующий день командир 1-й танковой дивизии генерал-майор Карл фон Вебер. 10 августа под Лугой, поднимая солдат в атаку осколком мины был убит командир дивизии СС «Полицай» группенфюрер СС Артур Мюльверштедт. Через 3 дня под Ельней налетела на мину машина командира 31-й пехотной дивизии генерал-майора Курта Калмукоффа. 11 сентября у города Красногвардейск в Ленинградской области убит генерал-майор полиции и командир 2-го полицейского полка дивизии СС «Мертвая голова» бригаденфюрер СС Ганс Шульце. А буквально на следующий день погиб первый немецкий командующий армией - генерал-полковник Ойген Риттер фон Шоберт. Его самолет у поселка Широкая Балка в Николаевской области сел на минное поле. Генерала опознали только по найденным потом зубам.

Еще более нелепая смерть подкараулила начальника штаба вооружённых сил Румынии генерала Александра Иоанициу. 17 сентября в Одессе он так неудачно вышел из своего самолёта, что не заметил винт, который ещё крутился вокруг своей оси. Хоронили генерала, само собой, в закрытом гробу.

Всего в 1941 году на советско-германском фронте было убито 12 генералов вермахта и СС, плюс покончивший самоубийством 13 декабря - после окружения в районе Ельца - командир 134-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Конрад фон Кохенхаузен, и погибший днем ранее при прорыве из окружения под Горловкой бригадный генерал Уго де Каролес – правда, он был итальянцем, командиром 52-й моторизированной дивизии.

Ну а для тех, кто считает, что снаряд в одну и ту же воронку дважды не падает, приведем такой факт: неподалеку от городка Изюм в Харьковской области 20 ноября 1941 года в результате налета советской авиации лишился жизни командир 52-го армейского корпуса генерал Курт фон Бризен, а ровно 20 месяцев спустя, 20 июля 1943 года практически в тех же местах окончил свой преступный боевой путь командир 17-й танковой дивизии генерал-лейтенант Вальтер Шиллинг.

Интересно, что в 1942 году боевые потери вражеских генералов составили ровно столько же, сколько и в 1941-м - 14 человек. Всего же на советско-германском фронте, по подсчетам историка Дмитрия Минаева, погибло 278 генералов, а если учитывать, что в Германии погибшим на фронте офицерам в звании полковника автоматически присваивалось генеральское звание, то фронтовые потери немецкого генералитета сократятся до 167 человек.