Московская битва

Георгий Жуков

1 декабря 1891 года в селе Стрелковка Малоярославецкого уезда Калужской губернии родился Георгий Константинович Жуков – маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны возглавлявший Генеральный штаб Красной Армии, командовавший Ленинградским, Резервным, Западным, I Украинским и I Белорусским фронтами.

Георгия Константиновича по праву называют «Маршалом Победы». Практически все операции, которые разрабатывал и воплощал на практике Жуков оканчивались разгромом врага. Вместе с А. М. Василевским он планировал операцию «Уран», окончившуюся окружением и уничтожением армии Паулюса в Сталинграде, блестяще провёл операцию «Искра» по прорыву блокады Ленинграда, участвовал в планировании сражения на Курской дуге, координировал действия войск в операции по освобождению Белоруссии «Багратион», командовал фронтом в ходе Висло-Одерской операции, завершившейся штурмом Берлина.

Судьба, в буквальном смысле слова, берегла Георгия Жукова. В 1918 году он дважды болел тифом - сначала сыпным, затем возвратным. В 1936-м он перенес тяжелейший бруцеллез, от которого чуть не умер. В 1941-м по пути в Ленинград его самолет атаковали «Мессершмитты». Однажды его засыпало землей после взрыва снаряда. А на Курской дуге, на передовой, где он на месте «изучал» направление главного удара, его чудом не накрыло миной, разорвавшейся в нескольких метрах – Жуков отделался контузией. И мало кто знает, что сразу после войны маршал Жуков, узнав о бедственном положении православного храма-памятника русской военной славы в Лейпциге, построенном в 1913 году в честь столетия «битвы народов», когда русскими, прусскими и австрийскими войсками была разбита армия Наполеона, послал туда саперные бригады. Их работу он принимал лично, приехав на открытие храма, и сам возжег в нем лампаду.

Многие обвиняют Жукова в том, что он не жалел солдат. И мало кто помнит приказ Георгия Константиновича от 15 марта 1942 года войскам Западного фронта где он назвал «преступными» действия тех командиров, которые наплевательски относятся к сбережению жизни и здоровья людей.

Это лишь некоторые факты, которые открывают нам не афишируемые грани жизненного пути Георгия Константиновича. И на этом пути будущих исследователей ждет еще немало открытий.