Московская битва

Григорий Каплун

27 июня 1906 года родился Григорий Данилович Каплун, в годы Великой Отечественной войны возглавлявший Народный комиссариат судостроительной промышленности.

Григорий Каплун родился в городе Николаев Херсонской губернии.  Свой трудовой путь начал в 13 лет учеником-смазчиком форм на черепичной фабрике. В 1934 году окончил Николаевский кораблестроительный институт по специальности инженер-судомеханик. Работал техником, начальником отдела дизелестроения, старшим строителем кораблей, директором Владивостокского судоремонтного предприятия «Дальзавод». За успешное выполнение заданий правительства по строительству кораблей и освоение новых образцов вооружения для Военно-морского флота в марте 1939 года награжден орденом Ленина. В июле 1940 года Григорий Каплун назначен заместителем наркома судостроительной промышленности. 22 июня 1941 года, после перевода наркома Ивана Носенко на совмещённую должность первого заместителя наркома танковой промышленности, Григорий Данилович утверждён в должности исполняющего обязанности народного комиссара судостроительной промышленности.

Несмотря на потерю Николаевского и Ленинградского судостроительных заводов, дававших две трети всех выпускаемых судов Союза, в 1942 году были спущены на воду 2 легких крейсера, 7 эсминцев, 4 тральщика, 11 подводных лодок, 59 больших и малых охотников за подлодками, 60 бронекатеров, 32 торпедных катера и 157 вспомогательных катеров, 39 барж. И это несмотря на то, что листовой стали было получено Наркоматом в два раза меньше заказанного, а из 82 тысяч человек, работавших на судостроительных заводах в 1941 году, к концу 1942 года осталось только 39 тысяч.

 На Наркомат также были возложены обязанности изготавливать аэросани, силуминовое литье для деревообделочных станков, тумбовые установки для пулеметов ДШК, саперные лопатки. Большое значение придавалось и ремонту боевых кораблей. Всего за годы войны были устранены повреждения на 596 боевых и вспомогательных кораблях, и одной тысяче боевых катеров. Модернизация 26-ти боевых катеров заняла всего два с половиной месяца вместо полугода в мирное время. Кроме того, несмотря на военное время, советские корабелы построили два ледокола, 630 промысловых судов, почти полутысячу речных судов, около 1200 катеров.  В ноябре 1942 года Григорий Каплун был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

По окончании Великой Отечественной войны Григорий Данилович продолжил трудиться заместителем министра судостроительной промышленности СССР.

Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, орденом «Знак Почёта», медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Григорий Данилович Каплун скончался в Москве 11 марта 1979 года.