Московская битва

Степан Акопов

26 декабря 1899 года родился Степан Акопович Акопов, военинженер II ранга, в годы Великой Отечественной войны возглавлявший Народный комиссариат среднего машиностроения СССР.

Степан Акопов родился в Тифлисе в семье армянского торговца. В годы существования независимой Грузии занимался подпольной работой. После вступления в Грузию Красной Армии работал в Тбилисском горкоме комсомола. В 1922 году поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана, после окончания которого получил распределение на Подольский крекинго-электровозостроительный завод, где за 5 лет прошёл путь от инженера до директора. В 1935 году Акопова направили в командировку в США для ознакомления с опытом работы американской промышленности. После возвращения из командировки назначен директором Уральского завода тяжёлого машиностроения имени С. Орджоникидзе – знаменитого Уралмаша. В 1939 году награждён орденом Ленина и переведён заместителем наркома тяжёлого машиностроения СССР. 11 сентября 1941 года Степан Акопов вступил в должность народного комиссара среднего машиностроения СССР.

До конца 1941 года Наркомат занимался эвакуацией предприятий отрасли за Урал и организацией производства военной техники и вооружений, в основном танков. Если с января 1939 года по 22 июня 1941 года Красная Армия получила более 7 тысяч танков, то до конца 1941 года на фронт было отправлено 5 тысяч машин.

Эвакуированный в город Ирбит Свердловской области Московский велозавод на мощностях местного пивоваренного завода наладил производство новых советских мотоциклов М-72, скопированных с немецких БМВ-Р-71, вместе с Горьковским автозаводом выпустив в 1942 году более 7 тысяч мотоциклов. Также на Горьковском автозаводе за годы войны было выпущено более 117 тысяч грузовиков ГАЗ-ММ. Летом 1943 года, когда в результате немецких бомбардировок завода было уничтожено 50 зданий, погибло 280 и было ранено до 500 рабочих, всего за 100 дней производство было восстановлено, хотя изначально, по прогнозам специалистов восстановление должно было занять не менее трёх лет. Уже в 1944 года году Наркомат продолжил начатую до войны работу над перспективными моделями ГАЗ, ЗИС, ЯАЗ. В октябре 1944 года «за успешное выполнение заданий правительства по выпуску автомобилей, освоения и серийного выпуска новых типов военной техники» Акопов С.А. был удостоен ордена Ленина.

После окончания Великой Отечественной войны Степан Акопов возглавил Народный комиссариат автомобильной промышленности СССР, а затем Министерство автомобильной и тракторной промышленности, Министерство машиностроения, Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

Награждён тремя орденами Ленина, орденом Кутузова I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Степан Акопович Акопов скончался в Москве 9 августа 1958 года.