80-летию Сталинградской битвы

«БАТАЛЬОНЫ ПРОСЯТ ОГНЯ» (1985)

В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, ставших нашей историей.  

«Родину впустую не защищают» - эти слова командира батареи капитана Ермакова, можно было бы поставить эпиграфом ко всей военной прозе Юрия Бондарева. Прошедший от Днепра до Карпат командиром орудия, младший лейтенант Бондарев знал о «богине войны» - артиллерии практически всё и даже больше, и две рядовые, «окопные» медали «За отвагу» тому порука. И для своей первой повести «Батальоны просят огня», экранизированной спустя почти 30 лет после первой публикации бывшим командиром артиллерийской батареи режиссёром Владимиром Чеботревым (при участии Александра Боголюбова), он выбрал один из самых трагических эпизодов войны – когда батальоном жертвуют, чтобы меньше было потерь у дивизии и армии, что тактически и стратегически верно, только солдатам тех батальонов за эту правильную стратегию умирать приходится по-настоящему. Но как бы не переживал капитан Ермаков, как всегда блистательно сыгранный Александром Збруевым, такова правда войны и ничего тут не поделать. И сержант Елютин в исполнении Александра Феклистова, в свободное время рисовавший хорошенькую медсестру Шурочку, и как всегда выглядящий орлом, пусть даже и мучающимся от зубной боли, дважды разжалованный за справедливость старший лейтенант Орлов, широкими мазками сыгранный Николаем Караченцевым, и лихой ординарец командира полка Жорка, ставший едва ли не лучшей ролью Игоря Скляра – все они погибнут не впустую. А за Родину. В отличие от «власовца» из Русской освободительной армии, бывшего старшего лейтенанта Красной Армии, по приказу немцев расстреливавшего наших солдат из «снайперки» с колокольни, которого старшина Жорка взял в кратковременный плен. Тот старлей так хотел остаться в живых, что стал убивать своих. Он мог бы умереть по-людски, и его «жена в Арзамасе» Катенька тогда стала бы вдовой героя. А станет вдовой предателя.

И у командира дивизии полковника Иверзева, чья роль стала лучшей работой прекрасного актера Вадима Спиридонова, пославшего героев Збруева, Караченцева и Феклистова на верную смерть, а выжившего капитана Ермакова, если по повести, еще и на расстрел за то, что тот обозвал его «бессердечным» и «сухарем», что в условиях военного времени есть грубейшее нарушение субординации, тоже своя правда. Потому что есть живой человек, которого завсегда жалко, ежели он не подлец и не «власовец», а есть Победа. Ради которой не жалко ничего. И потому этот праздник навечно будет со слезами на глазах.

Вот об этом написал в 1957 году в повести «батальоны просят огня» контуженный под Сталинградом и Житомиром и уже в 21 год от роду списанный из армии по ранениям выпускник Литинститута и начинающий писатель Юрий Бондарев. Который правду о войне знал лучше всех.