80-летию Сталинградской битвы

«САШКА» (1981)

В начале 1980-х годов на экраны СССР и США практически одновременно вышли два фильма – «Сашка» режиссёра Александра Сурина – о нашем бойце, выжившем в Ржевском котле 1942 года, и «Рэмбо. Первая кровь» потомка болгарских эмигрантов Теда Котчеффа – о ветеране Вьетнамской войны, в альтернативной концовке фильма погибшем в полицейской Америке. Рядовой Сашка и был нашим Рэмбо – супергероем без супервозможностей, настоящим человеком, который сквозь кровь, огонь, страдания и смерть смог пронести и сохранить в себе лучшие черты советского человека – храбрость, скромность, справедливость и самоотверженность. Во всех ситуациях – с пленным немцем ли, любимой медсестрой Зиной или фронтовым другом лейтенантом Володькой, Сашка всего-навсего поступал честно, по совести и велению сердца – а это, оказывается ох как трудно. Но победить и остаться при этом человеком труднее, чем просто победить, послушно исполняя приказы. И кому было лучше знать об этом, если не автору повести «Сашка» Вячеславу Кондратьеву – помощнику командира взвода отдельного стрелкового батальона 132 бригады 30 армии Калининского фронта, практически полностью полёгшей подо Ржевом. За бои в этом гиблом месте Кондратьев получил самую честную из солдатских наград – медаль «За отвагу», да ранение и последующую инвалидность в привесок. А спустя почти 40 лет появились сначала повесть, и потом и фильм про красноармейца Сашку, замечательно сыгранного юным Андреем Ташковым во многом потому, что Кондратьев про своего героя ничего не придумывал, как было, так и писал. И оказывается, что правда сильнее спецэффектов, многомиллионных бюджетов и сочно поданного экранного крошилова. 

В одной некогда популярной песне утверждалось, что «если страна прикажет быть героем, у нас героем может стать любой». Конечно, по приказу почти любой тельняшку на груди порвёт. Особенно, когда за отказ трибунал. А если без приказа, как Сашка? И не в бою - в бою само собой, а в мирной жизни?

«Сашка» – едва ли не единственный случай в истории отечественного кино, где даже самому захудалому фильму «про войну» что-нибудь, да перепадало, не получил никаких наград на Всесоюзных киносмотрах. В мирной жизни с героями оказалось туго.