80-летию Сталинградской битвы

"ЗИМНЕЕ УТРО" (1966)

На Московском кинофестивале 1969 года приз «За самый добрый фильм» для детей поллучил фильм режиссера Николая Лебедева о том, как в блокадном Ленинграде оставшаяся одна сама по себе девочка Катя, которой и самой-то еще не исполнилось 12 лет, спасая совсем еще мелкого чужого мальчика Митю, спасла себя – от безысходности, тоски и апатии, Митю от голодной смерти и его отца, считавшего родную семью погибшими и готовившегося умереть, потому что нет смысла. Снявшаяся в роли Кати Таня Солдатенкова, сама, не поставив в известность родителей, приехавшая из Тосно на «Ленфильм», потому что хотела сниматься в кино, заикавшаяся – ее роль пришлось переозвучивать и поначалу страшно терявшаяся на съемочной площадке, неожиданно для всех сыграла настоящего человека с большой буквы, который в 12 лет может взять ответственность за судьбу ребенка, может постоять за себя, если это необходимо для близких людей, не сломаться под гнетом обстоятельств и выжить вопреки всему. Такой, наверное, была и пережившая блокаду вместе с маленьким сыном Татьяна Цинберг – боец противовоздушной обороны в осажденном Ленинграде и автор книги «Седьмая симфония», по которой снят фильм. Таких людей видел в том сражающемся с голодом и холодом Ленинграде режиссер Лебедев – боец Ленинградского фронта и кавалер ордена Красной Звезды, дважды уходивший на войну добровольцем – в 1918 году и в 1941-м.

Конечно, режиссер, снимая фильм о детях, смягчил суровую правду повести Татьяны Цинберг – книга не будет переиздаваться почти полвека, чтобы не бередить живые раны. Ведь в ней была и мать, бросившая своего ребенка, потому что ему все равно не выжить, а без него в эвакуацию сподручней, и ласковая соседка-ведьма, уговаривавшая Катю оставить мальчика на улице, потому что двоим на паек не протянуть, и жена мастерового, предлагавшая альтернативу – ты нам хлебные карточки, а мы тебе печку - типа выбирай, как хочешь умереть, от голода или холода? И ответ девочки наотмашь, как святая правда: «Это все фашисты вместе с Гитлером передохнут, а мы будем жить».

Так и случилось.

И финал фильма с обретением Катей семьи – отца и брата, чужих, вроде бы, людей, но таких родных, каких и ближе быть не может, воспринимается не как выстраданная награда и чудесное спасение, а как божественная мудрость и высшая справедливость, которая даруется только чистым душам и бывает в кино значительно чаще, чем в жизни.

А Татьяне Солдатенковой была уготована, судя по всему, нелегкая судьба. В кино она больше не снималась, уйдя от нас в 2012 году. Но остался пронзительный и светлый как зимнее утро фильм, который может растопить любое сердце и еще раз напомнить о том, какой неимоверный подвиг совершили ленинградцы 80 лет назад.