К 80-летию победы над Японией. Приказ: "Перейти границу!"

9 августа 1945 года началось последнее противостояние Второй мировой войны – разгром Японии. В Базе ветеранов Бессмертного полка России хранится немало военных историй бойцов и командиров Великой Отечественной войны, в том числе и участников советско-японской войны. Сегодня мы знакомим вас с уникальными историями участников войны с Японией, ровно 80 лет назад получивших приказ командования: «Перейти границу!»

 

«8 августа по тревоге солдаты заняли позиции в траншеях, но никто не предполагал, что наши войска идут в наступление. И только грохот «Катюш» подтвердил предположения, - вспоминал боец 404-го стрелкового полка 363-й стрелковой дивизии 35-й армии I Дальневосточного фронта Иван Булычев. - А вскоре был отдан приказ: «Подготовиться к переправе на противоположный берег реки Сунгач»! На противоположном берегу, у нас не было ни танков, ни пушек. Почти по грудь в воде преодолели участок длиной пять километров, а потом ещё 300 метров проползли по-пластунски, прежде чем приблизились к японскому укреплённому району. Что могли ощущать молодые солдаты, глядя на каменный бастион с бетонными вышками, с амбразурами для стрельбы, который им сейчас предстоит взять почти голыми руками, без поддержки артиллерии? Но когда прозвучала команда «В атаку! За Родину!» страха уже не было, все поднялись как один. Мы вели наступление на ровной местности с автоматами, пулемётами и гранатами. Были как на ладони. А японцы за мощным каменным бастионом с пулемётными точками. Поэтому в атаку поднимались трижды...».

К своей первой боевой награде Иван Васильевич был представлен после этого первого в своей жизни боя. Будучи пулемётчиком, Иван прикрывал группу захвата, ему пришлось уничтожить около двух десятков самураев, прежде чем он в числе первых ворвался в японский укрепрайон. 24 августа 1945 года рядовой Булычев был награжден медалью «За боевые заслуги».

«Объезжая укрепрайон восточнее Чжалайнора автомашина, на которой ехал мой взвод, изломалась. Расплавился подшипник в моторе. Колонна ушла, мы остались одни, - вспоминал участник Сталинградской битвы, за форсирование Северной Двины награжденный орденом Красной Звезды лейтенант Александр Туманов. - Два дня шофер шабрил и подгонял запасной подшипник, завел машину, и мы двинулись в путь. Маршрут следования мы не знали, карты мне не оставили. Ехали по проселочным дорогам на границе Китая и Монголии, по заболоченной пойме небольшой речки. Были видны следы боев: брошенные пушки, стрелковое оружие, разбитые повозки, мертвые лошади, однако погибших японских солдат были единицы. Часто машина буксовала, вытаскивали ее на руках. Ночью отдыхали, выставив охрану. Заболоченная местность сменилась безводной пустыней. Два дня ехали по пескам, не встретили ни одного колодца, ни одной реки. Последний запас воды вылили в радиатор. Повстречался на пути город или монастырь, обнесенный высокими глинобитными стенами. Въезжать в город не стали, послал разведку. Солдаты вернулись и принесли несколько мешков денег. Город оказался брошенный людьми. Только большие черные собаки встретили разведчиков яростным лаем. Деньги сожгли в костре, решив, что они в обращении не будут, и ошиблись. Позднее нам выплатили зарплату точно такими же юанями. Наконец, к вечеру подъехали к речке с чистой пресной водой. Досыта напились, выкупались, разместились на ночлег. Ночью к нам подъехала машина батальона, посланная разыскивать пропавший взвод».

Не обошлись без приключений первые дни войны и у водителя машины спецсвязи разведбата Александра Калинчева.

«Перед наступлением машину дедушки отправили с разведывательной целью - узнать численность и расположение вражеских войск, - вспоминала его внучка Елена Малая. - Когда они выполнили задание и уже ехали в свою часть, их стал обстреливать японский лётчик. Чтобы уйти от преследования и сохранить экипаж и оборудование, наш дедушка избрал такую тактику: Он сначала ехал с большой скоростью, а потом резко тормозил и самолёт не мог подстроиться к машине и стрелял мимо. Солдаты не растерялись и открыли огонь из автоматов и винтовок по самолёту. Тот летел очень низко, поэтому пули попали в бак с горючим и самолёт взорвался. Но пока экипаж пытался уйти от преследования, они сами не заметили, как сбились с дороги, и машина передними колёсами застряла в трясине. Было принято решение о демонтаже оборудования и всё что смогли, солдаты сняли и понесли на себе в часть. А дедушка отвечал за машину и не мог её оставить - он должен был уничтожить установку, если её попытаются захватить японцы. 3 дня он охранял машину, срезал камыш, ветки деревьев, чтобы вытащить технику из болота. И это ему удалось, он смог приподнять машину, подложить под колёса всё, что приготовил, и машина выехала из болота. Когда он приехал в расположение своей части, то его там не ждали - думали, что он погиб вместе с теми людьми, которые выехали к нему на помощь и погибли под бомбёжками японских самолётов. За то, что дедушка смог сохранить установку, его наградили орденом Отечественной войны I степени. После этого случая наш дедушка стал среди сослуживцев талисманом. Когда группа отправлялась на трудное и опасное задание, то всегда просили, чтоб за рулём машины был Александр Калинчев. Его, как будто охраняла не видимая сила и только он знал, что это за сила - уходя служить, мама тайно дала ему нательный крестик как оберег. За всю войну дедушка не получил ни одного ранения и все, кто был с ним в машине, оставались целыми и невредимыми».

Размещайте и вы в Базе ветеранов Бессмертного полка России истории о своих дедах и прадедах, защищавших нашу Родину от немецких фашистов и японских милитаристов!