Московская битва

ГЕРОИ НЕГРОМКИХ ПРОФЕССИЙ. Метеоролог

13.05.2020 г.

В декабре 1943 года приказом по Авиации Дальнего Действия медалью «За боевые заслуги» был награжден старший метеоролог Гвардии младший техник-лейтенант Павел Бражник за то, что, как было сказано в документах «дал 300 прогнозов на выполнение боевого задания, на спецзадания – 400, в районе аэродрома – 900. Средний процент оправдываемости прогнозов – 95%. Своевременно давал штормовые предупреждения, что предотвращало поломки самолетов на стоянке самолетов».

С началом Великой Отечественной войны вся гидрометслужба нашей страны была полностью переориентирована на выполнение работ по гидрометеорологическому обеспечению вооруженных сил. На ее базе было создано Главное управление Гидрометслужбы Красной Армии. Личный состав всех видов гидрометеорологических подразделений – а это 30 тысяч сотрудников почти девяти тысяч метеорологических станций и постов был переведен на военное положение. Прогноз о нелетной для немецкой авиации погоде дал возможность беспрепятственного проведения парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. Использование знаний проходимости снежного покрова для танков в период обороны Москвы позволили определить сроки начала контрнаступления в декабре 1941 года. Использование прогноза резкого похолодания и прекращения распутицы дало начало успешному контрнаступлению войск Южного Фронта. Точные прогнозы погоды сыграли существенную роль в планировании боевых операций при форсировании Днепра летом и осенью 1943 года и при наступлении под Сталинградом. Учет проходимости для танков замерзших болот и ледяного покрова рек под Тихвином и Ржевом позволил назначить контрнаступление на сроки ожидаемого по прогнозу улучшения погоды.

В годы войны метеорологов на парашютах сбрасывали в партизанские отряды в западных регионах страны, где все метеостанции были разрушены оккупантами. А могли и расстрелять – если в результате неверного прогноза погоды разбивались самолеты.

«Однажды в Сальских степях Ростовской области высадилась дивизия - оттуда летали на Севастополь. Ничто не предвещало беды - безоблачная погода. Весь полк ушёл на задание, и вдруг - сильнейший ливень, ветер 30 м/с. А самолёты ждут посадки, - вспоминал метеоролог Павел Бражник. - Что делать? Запасного аэро­д­рома нет, связи с ближайшими частями тоже. Но погода - понятие не только физическое, но и математическое. Сумма фактов и даёт правильный ответ. Значит так, степь, большие массы воздуха, быстрая смена погоды. Что это? Из всех возможных вариантов выбираю: это внутримассовый смерч. И если это так, то он не должен стоять, он движется. Я рискнул - говорю, надо подождать 30 минут. И всё это время самолёты кружили над аэродромом. А за мной ходит человек, периодически открывает и закрывает кобуру. Время идёт, мы стоим, молчим, а мысли бурлят. 25 минут прошло, и в небе проблеск, стали расходиться облака. Я оказался прав! И мы посадили целый полк. Все живы остались. И я тоже».

Кстати, метеорологом в Тифлисской физической обсерватории был будущий генералиссимус Иосиф Сталин. Целых 98 дежурств – в 1899-1900 годах.

Метеоролог - одна из «незнаменитых» военных профессий, без которой путь к нашей общей Победе был бы значительно дольше.