80-летию Сталинградской битвы

"АЛЕКСАНДР МАЛЕНЬКИЙ" (1981)

23.03.2020 г.

ВОЕННОЕ КИНО. ЗАБЫТАЯ ПОЛКА. "АЛЕКСАНДР МАЛЕНЬКИЙ" (1981)

В рубрике «Военное кино» мы постараемся ещё раз напомнить о малоизвестных фильмах советского и российского производства, посвящённых подвигу народа в Великой Отечественной войне. Фильмах, ставших нашей историей.

В 1981 году режиссер Владимир Фокин дал ответ тем, кто стенал о зверствах Красной Армии на территории побежденной Германии в 1945-м. Мораль истории о трех бойцах - капитане Цветкове, старшине Акимыче и рядовом Курыкине, нежданно-негаданно превратившихся в ангелов-хранителей детского дома неподалеку от Берлине, заключалась в том, что Красная Армия пришла не мстить, а спасать. И, в первую очередь, не взрослых, которые на свободных демократических выборах голосовали за партию национал-социалистов, приведшую страну к катастрофе, рукоплескали аншлюсу Австрии и впадали в экстаз от речей бесноватого фюрера, а их детей, которые вынуждены страдать от впавших в безрассудство родителей. И старшина Акимыч в исполнении так искренне прожившего эту роль Юрия Назарова, падет от руки того, кого он пожалел - пропитанного ядом нацисткой пропаганды подростка из «Вервольфа», которому он подставил плечо, а тот в ответ выстрелил ему в спину. Но даже умирая старшина, у которого немцы под Минском убили всю семью с двумя детьми, будет жалеть этого юного идиота, а не ненавидеть. Потому что Красная Армия не воюет с детьми. Даже если те стреляют нам в спину.

На различных кинофорумах в Интернете о фильме «Александр Маленький», в котором, в том числе, снимались дети из детских домов ГДР, до сих пор ведутся яростные споры. Претензии предъявляют не к игре Бориса Токарева, Юрия Назарова и Михаила Кокшенова, и тем более не к исполнителям детских ролей, прекрасно справившихся со своей работой, а к авторам фильма, упрекая их в излишнем гуманизме. Да, солдаты Красной Армии были далеко не идеальны. И если нацисты радовались, убивая своих жертв, то красноармейцы зачастую жалели своих врагов. Порой даже тех, кого жалеть не следовало. Но победили не те, кто радовались, а те, кто жалели. И с этим не поспоришь.