О том, что недалекий, если прямиком через полюс, датский остров Гренландия – это наша родная Гренландщина, первым догадался выпускник индустриально-конструкторского техникума по первому образованию, сценарист Алексей Леонтьев, при бесконечном разнообразии сюжетов из истории Великой Отечественной войны, в 1962 году для своего сценария «Ничейная земля» выбрав сюжет о том, как в марте 1943 года датский патрульный Мариус Йенсен взял в плен командира высадившегося на острове немецкого отряда лейтенанта Германа Риттера и, пройдя с ним три сотни миль по льдам и буеракам, доставил его куда следует. Поменяв имя Риттера с Германа на Иоганн и превратив капитана китобойного судна, занимавшегося промыслом в Арктике, что объясняет назначение Риттера командиром разведгруппы в Гренландии, в орнитолога и профессора Петербургского университета, Леонтьев заодно сделал датского капрала Йенсена советским инженером Александром Окуличем и перенес действие из Гренландии на некий остров Безымянный где-то между Норвегией и Архангельском. Помыкавшись по киностудиям, сценарий в конце концов попал на Беларусьфильм, где в 1970 году режиссер Александр Карпов при поддержке актеров Рижской киностудии Пауля Буткевича и Улдиса Пуцитиса снял трехсерийный телефильм «Белая земля», чей укороченный для большого экрана вариант под названием «Операция «Хольцауге» посмотрело более 8 миллионов кинозрителей, приняв историю борьбы датского патруля с немецкими метеорологами за эпизод Великой Отечественной войны.
Действительно, своей операции по установке базы метеорологического наблюдения в Гренландии нацисты дали наименование «Хольцауге», что значит «Деревянный глаз». В реальности, «битва за Гренландию» датского патруля завершилась тем, что немецкий отряд в 17 человек занял всю южную оконечность острова, и подвиг капрала Йенсена, захватившего немецкого командира, был здесь единственным светлым пятном, не считая, конечно, налета американской авиации, разбомбившей метеостанцию нацистов и вынудившей их бежать обратно в свой рейх. Решив, что в разгроме одинокой метеобудки ничего выдающегося нет, Леонтьев поменял немецкие планы, и по фильму Окулич, расстреляв из автомата радиостанцию, тем самым сорвал намерение нацисткой разведки заманивать советские корабли на мины, что, согласитесь, звучит более героически.
Уже в «Белой земле» заметно, как тесно сценаристу Леонтьеву в рамках реальности. Прославившийся впоследствии как автор первых советских фильмов-катастроф «713 просит посадку» и «Поезд вне расписания», Леонтьев придумал, что инженер Окулич, прибыв в 1962 году качестве туриста в Германию, видит на кинотеатре афишу фильма «Wir Wolfe» - «Мы - волки» - картина с таким названием будет снята только в 2011 году, уже после ухода из жизни Алексея Леонтьева. Ну а тема Гренландии в России станет более-менее актуальной и того позже. Может Леонтьеву было открыто что-то такое, что нам неведомо? Иначе, говоря словами поэта Михаила Светлова, которого теперь больше знают по названию парохода в популярной комедии «Бриллиантовая рука», «откуда у парня гренландская грусть»? Нет ответа.
Вот такой вот «деревянный глаз» получается.