«И только мы плечом к плечу врастаем в землю тут»

В Марий Эл получили урну с землей, собранной с могилы, где похоронен Петр Боцманов, казненный немецко-фашистскими захватчиками в Норвегии

Три года назад лидер международной организации «Советские военнопленные, погибшие в Норвегии» Татьяна Торесен и ее единомышленники вернули из небытия имя лейтенанта Петра Боцманова, который 80 лет считался пропавшим без вести. Недавно  эта история получила продолжение. В мае этого года региональный штаб Бессмертного полка России связался с норвежскими друзьями и пригласил их к диалогу с родными Петра Иосифовича, юнармейцами и волонтерами Победы, а несколько дней назад, в августе потомки лейтенанта Боцманова получили урну с землей, собранной с его могилы. 

До войны Пётр Боцманов был директором школы и преподавал математику и физику, любил играть в футбол, был очень музыкален, хорошо рисовал. В 1941 году Пётр Боцманов ушёл на войну и в должности заместителя политрука 958 артиллерийского полка сражался на фронте до мая 42 года, когда был взят в плен. Петра Боцманова отправили через Польшу в Германию, потом на корабле в Норвегию. Наш герой был одним из 100.000 советских военнопленных, рабский труд которых немцы использовали для строительства туннелей, железных дорог, аэродромов и защитных сооружений в Норвегии.  Молодой комиссар готовил восстание, но гестаповцы схватили зачинщиков и долго пытали. Жизнь Петра Боцманова оборвалась 21 октября 1944 года. Он был расстрелян на острове Брагдое вместе с десятью другими советскими солдатами. Жена Тамара и дочь Земфира всю жизнь искали информацию о Петре, но так и не узнали, что случилось с их любимым отцом и мужем. Для них он навеки остался пропавшим без вести. Единственное, что осталось — письмо с фронта от весны 42 года, в котором Боцманов рассказывал о тяжелых боях за Крым. 

Новость о том, что лейтенант нашелся, получила уже в нашем веке внучка Боцманова — Ирина. Она была очень растрогана и выразила особую благодарность Бессмертному полку России и новержскому движению за поиски своего деда. 

Восемьдесят лет прошло с той весны, когда над нашей страной раздалось долгожданное слово — Победа. За эти десятилетия выросли новые поколения, изменилась жизнь. Но в каждой семье до сих пор хранится что-то, что время не в силах стереть: фотография в выцветшей рамке, письмо с фронта, читавшееся сотни раз, или просто имя, тихо произнесённое в про себя. И часто это просто имя — имя без вести, без смерти, без могилы.

Многие семьи так и не узнали, где в последний раз в предсмертном вздохе взметнулась грудь их отца, брата, деда. Для них война не закончилась в 1945-м — она продолжается до сих пор в тишине ожидания. И эта тишина порой громче хора живых голосов напоминает: наш долг — искать и возвращать. 

Победа одна на всех. Память одна на всех. И радость от того, что спустя 83 года отсутствия Петр Боцманов вернулся домой тоже одна на всех.