Московская битва

Владимир Иванович Алексеев

История от правнука Александра Алексеева

Еще в детском саду, мой папа рассказывал мне о моём прадедушке. Мне было очень интересно, но папа и дедушка, кроме того, что мой прадедушка был летчиком и погиб в начале войны, практически больше ничего не знали. Я интересовался, а на каком самолете он летал? А где он похоронен? Какое звание у него было? И вот мы с папой начали всю эту информацию искать. Опросили всех наших родственников, просмотрели все сайты и порталы с архивной информацией о ветеранах Великой Отечественной войны, книжки, посвященные военным летчикам. Зарегистрировались на многих форумах, обсуждающих темы войны.

Благодаря нашим изысканиям мы нашли наших близких родственников, о которых мы раньше даже не знали! Это было очень радостное событие для всех нас. Оказывается, в честь нашего прадедушки, назвали его младшего брата, который родился уже после его гибели. И вот, после многих лет нашей поисковой работы, у нас сложилась история моего прадедушки, и история очень героическая!

Мой прадедушка – Алексеев Владимир Иванович. По сведениям дедушки и моего папы, он родился в 1911 году, но в документе из военного архива значится 1910, в с. Мельгуны Воронежской области. Моя прабабушка вспоминала, что возможно, он добавил себе год при поступлении на лётные курсы ОСОАВИАХИМ, как делали многие из «недоростков», мечтающих о небе. После окончания в 1931 году Сталинградского авиационного училища был направлен в авиационную Академию им. Жуковского. А потом проходил переподготовку в школе повышения летного состава в г. Липецк, где осуществлялась подготовка лётчиков ассов. В этой школе в одной команде с моим прадедушкой обучался и Василий Сталин, сын руководителя СССР. Был лётчиком-испытателем.

Судя по рассказам прабабушки, иногда «рисковым». При испытании одной из боевых машин (тяжёлый бомбардировщик), нарушая инструкцию, в полной вере в свои способности и возможности новой модели самолёта решил пролететь на запредельно низкой высоте над проходящим железнодорожным составом. Самолёт не подвёл, лётчик доказал, что машина способна превзойти заданные параметры высоты. Но, резко выводя вверх самолёт из «пике», стукнулся зубами о рычаг управления и… лишился двух передних зубов (на оставшемся с тех времён семейном фото – сверкает улыбкой с двумя металлическими коронками). А уж за нарушение инструкции получил, разумеется, – «по первое число». Но товарищи его поняли. Не он один совершал подобные «проступки». Уже ходили слухи о возможной войне, а задача «тяжёлых бомбардировщиков» – уничтожать наземные силы противника, стараясь нагрянуть внезапно. Вот и искали пути к этому отважные «соколы». А как им гордились родители, когда по вручённому им «приглашению-пропуску», они наблюдали на праздничных парадах в дни ВВС, как их сын пролетал в эскадрилье «сталинских соколов» со своим звеном над Красной площадью, выполняя фигуры высшего пилотажа. Это бывало и в те годы, когда он ещё учился в высшей военной лётной Академии имени Жуковского. Те же фигуры высшего пилотажа он выполнял со своими друзьями по эскадрилье и в День физкультурника.

После окончания Академии он получил направление в лётную часть города Курск. Женившись, там и проживал со своей семьёй – женой Аней и маленьким сынишкой Юрой, моим дедушкой. Родственники вспоминали, как за три месяца до начала войны, он приезжал со своим лётным звеном на воронежский завод, на котором трудились многочисленная родня, проводил испытания изготовленных там самолётов и на них они отправлялись в пункт назначения.

Основное место службы моего прадедушки был г. Курск. Там он служил в 51 авиационном полку 48 авиационной дивизии, в дальней бомбардировочной авиации.

Когда началась война, его уговаривали остаться инструктором по обучению лётному делу молодых парней. Моя прабабушка рассказывала моему папе, как он возмущался, возвращаясь в очередной раз от высшего начальства:

– Там немцы, кидают бомбы на детишек, беременных женщин, стариков убивают, а я – здоровый молодой мужик, должен здесь прятаться!!! Моя прабабушка была в то время на последнем месяце беременности вторым ребёнком.

Он добился своего. Но не успел того, к чему стремился!

В течение 26 июня авиаторы корпуса наносили удары по скоплениям моторизованных войск противника в районах Радошкевич, Молодечно, Ошмяны, Крево, Раков. Несмотря на большой некомплект бомбардировщиков, авиакорпус 26 июня совершил 254 самолетовылета. Одновременно части корпуса наносят бомбовые удары по мотомехчастям противника, которые продвигаются от Минска на Оршу и Могилев.

26 июня 1941 года мой прадедушка не вернулся с боевого задания. Погиб «на Минском направлении», уничтожай танковую колонну, он успел прикрыть своего «ведомого». Так и остался в списках – в звании капитана, командиром эскадрильи.

 

Мой прадедушка настоящий герой! И хотя он не награжден боевыми наградами, для меня он всегда будет примером истинного служения и любви к нашей Родине!