Московская битва

Ларин Николай Александрович

Ларин Николай Александрович
Дата рождения: 19 декабря 1926
Место рождения: с. Ловцы

Рассказ о дедушке написала его дочь Светлана, моя мама.

Человеку с Большой Буквы, моему папе!

 Пробита облачность, смотри вперед пилот! Должно всех взлетов быть не больше, чем посадок!

Мой папа, Ларин Николай Александрович, родился 19 декабря 1926 года в селе Ловцы, Московской области, в большой дружной семье служащего, четверым ребенком (всего в семье было 6 детей).Еще в школе Коля бредил самолетом, поэтому его выбор был определен. После окончания средней школы в 1943 году Николай поступил на подготовительное отделение Московского авиационного института, откуда и был призван в действующую Армию 05 марта 1944 года. Участвовал в боевых действиях в составе 3- его Белорусского фронта с 10 октября 1944 года. До конца войны служил мастером авиавооружения 397 – Ордена Кутузова третьей степени штурмовом авиационном полку 182 ордена Суворова штурмовой авиационной Тильзитской дивизии в звании младшего сержанта. За добросовестное отношение к службе дважды был награждён медалью « За боевые заслуги». Вот выписка из приказа от 22 мая 1945 года № 09/Н награждении: « Находясь в действующей армии, обслужил 115 боевых авиавылетов. За это время не было ни одного случая отказа вооружения. Днем и ночью работает на материальной части, содержит вооружение в постоянной боевой готовности».Участвовал в боях за освобождения города Кенигсберга, за что также был награжден медалью « За взятие Кенигсберга». После окончания Великой Отечественной войны Николай Александрович решил навсегда связать свою жизнь со службой Родине, с небом. После окончания Чкаловского военного авиационного училища штурманов в 1946 году, для дальнейшего прохождения службы был направлен в город Митава, Латвийской ССР. Именно отсюда начался его славный и долгий боевой путь от лейтенанта до полковника, штурмана полка. В мирное время офицер ВВС СССР Ларин Н.А. исправно служил на благо Родины. Служа в Военно - Транспортной авиации, перевозил ответственные грузы от районов крайнего севера до Антарктиды. Безукоризненно выполнял ответственные правительственные задания. Принимал активное участие в поисково-спасательной операции при посадке первого космонавта Ю. А. Гагарина, за что был премирован. Участвовал в разрешении вооруженных конфликтов в Чехословакии в 1968 году, в Йемене, перевозил тело первого премьер - министра Индии Джавахарлала Неру из Москвы в Дели. Международные военные учения в Чехословакии «Щит 72» явились завершающим этапом службы, которую он закончил в 1973 году в 110 полку ВТА, Кречевицкого гарнизона. Этот легендарный полк до настоящего времени находится на особом статусе и подчиняется непосредственно Верховному Главнокомандующему РФ. Папина служба была и опасна и трудна. 30 лет своей жизни он провел в небе, был штурманом 1 класса. Когда его спрашивали: «как сажать самолет в дыму, туман, горах или других сложных условиях?», он неизменно отвечал: « Нутром Землю надо чувствовать». Как в песне: «Все ясно штурману: при свете иль во тьме! В пути ошибок он не допускает!» Неоднократно награждался за безаварийность полетов. Всего у него 25 правительственных наград, из них 2 «за боевые заслуги», «за взятие Кенигсберга», орден Отечественной Войны 2 степени. После завершения службы, привыкший быть в постоянной боевой готовности, папа не мог усидеть на пенсии, и продолжал трудиться. Работал начальником цеха диафильмов на Киностудии Министерства Обороны, передавая свой богатейший военный опыт молодым специалистам. Рядом с папой всегда была его верная боевая подруга – любимая жена, которую он называл не иначе как «моя Лялечка». С мамой они прожили в любви и согласии ни много ни мало 60 лет и 9 месяцев. И только смерть смогла их разлучить. Папа был очень позитивным, трудолюбивым человеком, всегда занимался спортом, обливался холодной водой, никогда не курил. В период службы в Кречевицах, на реке Волхов, открывал купальный сезон перед парадом в День Победы, и заканчивал перед парадом 7 ноября, когда уже льдины плыли по реке. Обладал математическим складом ума. Будучи в преклонном возрасте, продолжал рассчитывать услуги ЖКХ на логарифмической линейке. Он не мог сидеть без дела, был постоянно занят, что-то мастерил, увлекался фотографией, любил ремонтировать часы, необыкновенно организован и дисциплинирован: каждая его вещь знала свое место. Последние годы он жил в Подмосковном поселке Белоомут, где прошло его детство. Папа очень любил землю. В пору весенней посевной, с любовью закладывая в лунку посевной картофель, ласково приговаривал: «расти картошечка большая и маленькая». Вел дневник наблюдений за погодой, сравнивая древние народные приметы с погодными изменениями нашего времени. Папа очень любил жизнь и до последнего своего вздоха за нее боролся, вселяя оптимизм и веру в окружающих его людей!

На боевой ложимся курс, нет в том сомненья! Закладываем крен, крутой вираж! И штурман на себя взяв управленье, Опять в отличники выводит экипаж!

Фото