Косяченко Василий
Егорович (25.02.1907 – 10.04.1974) – Полковник, военный
летчик-бомбардировщик.
Родился в деревне
Красный Хутор Курской области в семье крестьян. Отец Егор Михайлович погиб в
1914 году в Первую Германскую войну, а мать Меланья Матвеевна была убита
бандитами в 1919 году. Вася воспитывался бабушкой Прасковьей. Он рано пошел
работать и не боялся никакой работы. Работал на заводе в Запорожье
чернорабочим, литейщиком, слесарем, жестянщиком.С
1929 года служил в армии в береговой обороне Балтийского Морфлота в городе Петергоф.
В армии он впервые сел за штурвал самолета и понял, что это его призвание.В
1931 году он поступил в Гатчинскую школу пилотов и успешно ее закончил. По
окончании школы Василий Егорович работал в ней пилотом-инструктором.В
1937 году его назначили командиром корабля тяжелой авиационной эскадрильи в г.
Запорожье. В этом же году он женился на Манохиной Зое Никитичне (моей прабабушке).В
1938 году у них родилась дочка (моя бабушка), которую назвали Сталиной, а через
три года началась война. Василий Егорович попал в
бомбардировочный авиационный полк, под командованием подполковника Б.В.
Бицкого. Группу Бицкого называли группой ночных бомбардировщиков – охотников
Бицкого. Вместе
с Василием Егоровичем пошла на фронт и его жена Зоя Никитична. Она в военные
годы была радисткой.Группа
Бицкого приступила к боевым действиям по отражению немецкого наступления на
Москву в октябре 1941 г.06.12.1941
г. полк Бицкого получил собственный
номер и стал именоваться 750-й авиационный полк дальнего действия.Цыкин Алексей Дмитриевич в своем кратком
очерке истории Дальней Авиации - От
«Ильи Муромца» до ракетоносца писал: «В ходе контрнаступления высоких
результатов добился 750-й дальнебомбардировочный полк 1-ой авиадивизии под
командованием подполковника Б. В. Бицкого. Широко применялись полеты экипажей
охотников. Действовали они ночью, бомбили и обстреливали колонны войск, искали
на железнодорожных магистралях поезда, обстреливали и уничтожали эшелоны,
устраивали «пробки» и заторы на участках железных дорог. Снайперски бомбили
врага экипажи капитанов В. Е. Косяченко, Н. Д. Авдеева, П. П.
Глазкова и Е. П. Федорова. Они совершали по два вылета в ночь…»Федоров Алексей Григорьевич в своей
книге «Авиация в битве под Москвой» также упоминал о знаменитом 750-м авиационном
полку и о моем прадеде:«Отличился в обороне Москвы и 750-й
дальнебомбардировочный полк, преобразованный впоследствии в 3-й гвардейский
полк этой же дивизии под командованием подполковника Б. В. Бицкого. Воздушные
корабли под командованием капитана В. Е.
Косяченко, старших лейтенантов Н. Д. Авдеева, П. П. Глазкова и других из
эскадрильи Героя Советского Союза капитана Е. П. Федорова неоднократно наносили
эффективные удары по скоплениям вражеских войск в районе Можайска, Мценска.
Только к концу октября полк произвел 277 самолето-вылетов при средней бомбовой
нагрузке на самолет более 900 кг.Экипажи дальних бомбардировщиков
при выполнении заданий показали высокие морально-боевые качества. Часто полеты
к цели выполнялись в очень сложных метеоусловиях. Бомбардировки производились
порой с крайне низких высот (250-300 м), при сильном противодействии средств
ПВО и стрелового оружия противника. В дивизии был выработан такой
способ нанесения ударов по объектам противника: вылеты совершались, как
правило, одиночными самолетами в темную ночь. Это давало возможность свободно
маневрировать на маршруте полета и в районе цели, а также выбирать объекты для
повторных атак с малых высот. Применяемый способ нанесения ударов увеличивал
вероятность поражения цели…»Василий
Егорович в 1942 году назначается заместителем командира эскадрильи 3-го
гвардейского авиаполка дальнего действия.А
в 1943 году – заместителем командира 890 тяжело - бомбардировочного
авиационного Брянского полка.В своей книге «Пе-8. Испытание
войной» Владимир Раткин писал об операции, произведенной 890-м авиаполком, где
служил мой прадед.«В ночь на 07.02.1944 г. с целью
выведения Финляндии из войны и облегчения деблокады Ленинграда, АДД подвергла
Хельсинки массированной бомбардировке. Командиры кораблей 890-го авиаполка и 25-го
гвардейского полка произвели сброс фугасных авиационных бомб ФАБ-5000 на
расположенные в Хельсинки военные объекты. Одна бомба разорвалась в районе
кабельного завода, другая - в районе железнодорожных мастерских. Боевой задачей
было нанести отдельные удары небольшими группами самолетов. Операция по
уничтожении. Военно-промышленных объектов в столице Финляндии – Хельсинки,
проводилась в течение трех ночей. Было нанесено три массированных авиационных
удара. В итоге выведены из строя многие объекты, это сподвигло Финляндию на
выход из германского союза.»Из наградных листов моего прадеда:«За период Великой Отечественной
Войны Косяченко Василий Егорович совершил 162 боевых вылета, из них: 15 вылетов
днем и 147 вылетов ночью. 144 вылета он совершил на самолете ИЛ-4, 8 вылетов на
ПЕ-8 и 10 вылетов на самолете Б-25. Из
всех вылетов 11 он совершил в глубокий тыл врага на политические и промышленные
центры противника: В
Данциг – 1 вылет 18.08.1942г.,В
Варшаву – 2 вылета 21.08.1942г. и 01.09.1942г., В Берлин – 1 вылет 29.08.1942г.,в
Будапешт – 1 вылет 04.09.1942г., В Кенигсберг – 1 вылет 09.09.1942г.,в
Инстербург – 1 вылет 24.10.1942г., в
Хельсинки – 1 вылет 06.02.1944г., в Констанца – 1 вылет 11.04.1944г., в Лечин – 1 вылет 06.04.1945., в
Свинемунде – 1 вылет 27.04.1945г. 4 вылета было совершено
по запасным целям: Даугавпилс, Шведепиюль, Киев
и Тарнув,
вследствие плохих метеоусловий и отказа материальной части.Боевые задания выполнялись успешно.
Боевые полеты как на дальние цели, так и на ближние обеспечивались отличной
связью с землей. В совершенстве владеет ночным самолетовождением в плохих
метеоусловиях. Отлично знает технику пилотирования, хороший практик и знаток
летного дела. Присвоено звание летчика первого класса. Благодаря богатому опыту
летно-инструкторской работы сам освоил самолет Б-25 и вложил много труда в
переучивание летного состава на новой материальной части и сколачивания боевых
экипажей…»За период ВОВ Василий Егорович
совершил 2 415 часов налета днем и
881 час ночью. Кроме того он подготовил и ввел в строй на самолете ПЕ-8 3-х командиров и на самолете Б-25 21 летчика и
командира корабля, которые успешно выполняли боевые задания. После
окончания войны в 1945 году в семье Косяченко родился сын, Борис. В
1949 году Косяченко Василий Егорович окончил Высшую офицерскую
летно-тактическую школу командиров частей
и после ее окончания служил военным летчиком-испытателем 1 класса на
Авиационном заводе № 51 (впоследствии Машиностроительный завод имени П. О.
Сухого). г. Куйбышев.Однажды Василий Егорович испытывал новый
самолет-бомбардировщик и когда уже он стал заходить на посадку у самолета заело
шасси и посадить его было невозможно. Тогда Василий Егорович сообщил
диспетчеру, что он будет сажать самолет на «пузо». Василию Егоровичу и другому
пилоту, находящемуся с ним в кабине самолета был дан приказ покинуть самолет,
не смотря на то, что он стоил больших денег. Никто не верил, что самолет
возможно посадить без шасси и при этом остаться в живых. Но Василий Егорович
убедил начальство сажать самолет на «пузо» и посадил, сохранив при этом
собственные жизни и самолет. За это он был награжден вторым орденом Ленина и
был представлен к званию Героя Советского Союза (но к сожалению так и не
получил его).Позже,
когда здоровье уже не позволяло Василию Егоровичу летать, он работал инженером
на этом же заводе до самой пенсии.23
февраля 1968 года в газете «За ударные темпы» Куйбышевского Машиностроительного
завода О. Чекмарев опубликовал свой очерк о моем прадеде. Из очерка О.
Чекмарева:«— Вот
только сегодня ходил
в военкомат, получил медали, — объясняет Василий Егорович, — эти две к
двадцатилетнему юбилею победы над фашистской Германией получил на себя и на
жену. Она тоже во время войны служила в войсковой части. А это медаль к
50-летию Вооруженных Сил. У меня медалей теперь девять, да еще шесть орденов.
Естественно разговор зашел об орденах. При каких обстоятельствах и за что вы
их получили?Большая
пауза. Затем неожиданный ответ: «Не знаю». И потом: «За работу».Да,
трудно сказать, где был тот подвиг, то проявление мужества, за которое можно
бы прямо давать орден и говорить: «Вот за такие-то действия награждаем».ЭТО была
действительно работа. Трудная. Ежедневная, ночная работа летчика гвардейского
полка, авиации дальнего действия.Не было
хлестких схваток с противником. Даже наоборот, частенько приходилось увиливать
от прилипчивых истребителей врага. Зато были десятичасовые полеты (ночью) на
Берлин, инструкторские полеты, разведка, удары по танковым колоннам, бомбили
свои города – Киев, Харьков и другие временно оккупированные гитлеровцами.А иногда
боевые задания были не совсем обычные. Белорусские партизаны сообщили на
Большую землю, что в их районе сосредоточился карательный отряд СС. Чинит
зверства в селах, ходит хозяином. Партизаны сообщили точное место базирования
отряда и просили помощи. Своими силами справиться с вооруженными и обученными
головорезами они не могли.И вот
снова ИЛ-4 в группе с другими бомбардировщиками вылетел на боевое задание.И как
всегда давно жданное, но всегда неожиданно резкое: «Цель под нами!» Визг,
грохот, земля вверх, деревья отрываются от собственных корней, где уж там
спастись. А сверху хорошо видно, как на бегу застегивая штаны, эсесовцы рвутся
к своим машинам. И деру из этого ада. Но разве удрать. Партизаны уже ждали их.
И на проселочных дорогах всех до одного вылавливали.Действительно
работа. А в целом эта работа и есть подвиг, за который награждали героев.ВОТ он
пожелтевший хрупкий лист «Правды» и слова Указа: «За образцовое выполнение
боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и
проявленные при этом доблесть и мужество наградить орденом Ленина,,,» И в
списке фамилия Косяченко.»Василий Егорович страдал тяжелой формой астмы и в
1973 году они вместе с Зоей Никитичной переезжают в Крым в поселок Гурзуф,
чтобы поправить его здоровье. Но, к сожалению, Василий Егорович умер через год
после переезда. Это было 10 апреля 1974 года. Похоронен он был Крыму в поселке
Краснокаменка.За
проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость,
мужество, дисциплину и организованность, за героизм Косяченко Василий Егорович
был награжден: двумя
Орденами Ленина, двумя
Орденами Красного знамени, Орденом
Александра Невского, Орденом
Красной звезды, Медалью
за оборону Москвы, Медалью
за оборону Ленинграда, Медалью
за оборону Сталинграда, Медалью
к Пятидесятилетию Вооруженных сил, Медалью к Двадцатилетнему юбилею
победы над фашистской Германией и другими медалями (всего у прадеда
было 9 медалей, но сведения сохранились лишь об этих пяти).Мой прадед был
представлен к званию Героя Советского Союза. К сожалению, он так его и не
получил. Но для нас он всегда будет Героем, доблестно и бесстрашно защищавшим
свою Родину, своих близких, свой народ. Он сделал свой вклад в историю авиации,
воспитал не один десяток талантливых и отважных летчиков, испытал множество
военных самолетов. Мы гордимся им, и всегда будем помнить.