Только что
окончилась Курская битва. Наш авиаполк перекинули под Орел. Красная армия
развивала успех и быстро закреплялась на новых рубежах. 2 августа 1943 года,
наш полк получил боевую задачу. Нанести удар по железнодорожной станции
Комаричи. В составе восемнадцати ИЛ-2. И
под прикрытием 24 истребителей, мы вышли на задание. 18 илов шли правым
пеленгом. Истребители в 2 яруса (сверху и снизу нас прикрывали). Но при подлёте
к цели, мы увидели, совершено пустую станцию, да и бои уже проходили рядом.
Жаль станцию, самим пригодится! Я летел стрелком - радистом в командирском ИЛ
2, командиром эскадрильи был капитан Кадонцев. Тут слышу, командир ведёт
переговоры с истребителями, и они решают с ходу идти на Орел. Там мощная
узловая станция. Без приказа, - это преступление! В мощнейший защищённый узел,
- это самоубийство. Но больно цель манящая. Немцы не сразу опомнились от такой
нашей наглости. Но поняв в чем дело, подняли в небо, не менее сотни
истребителей, но немного не успели! Мы заходили на цель уже в полной блокировке
немцев. Послышалась команда - К бою! - Огонь! Мы, заходя на цель открыли
бомболюки, и пустили все ракеты что у нас было в наличии. На Орловском
железнодорожном узле, как раз находились по разгрузкой, несколько эшелонов с
боеприпасами и топливом для немецкой передовой. Что тут началось... От
многочисленных детонирующих взрывов наш ИЛ подлетел в верх на несколько
десятков метров. Там в низу все горело и взрывалось. Видимо ( ад ) выглядит как
то так. Тут в эфир ворвалась команда, - Уходим на бреющем. ИЛы взяли штурвал
резко в право, и снизившись на высоту 30 - 50 метров стали уходить к своим. Тут
в бой вступили наши истребители. Этот день для немцев был явно неудачный. Они
на столько плотно сковали нас, что в момент начала боя даже сразу не смогли в нас
стрелять. Первые же их залпы прошлись по своим же мессерам. Зато наши ЯК-3,
лупили их на лево, и на право. Немцы было попытались погнаться за нами, но - ИЛ
2, уязвим только с низу. Куда в виду малой высоты немцы работать не могли. При
заходе нам в хвост, мы, стрелки радисты дружно начали оборонятся пулемётами,
защищая себя, и самолёты товарищей. Немцы быстро потеряли к нам интерес, и
переключились на наши истребители. Но численное превосходство им мало чего дало
в этой ситуации. ЯКи резко начали выходить из боя, и уходить к своим. Двух
лётчиков наши истребители потеряли убитыми. Один успел покинуть самолёт с
парашютом, в последствии он попал к партизанам.
Мы штурмовики все вернулись живыми. Но по
возвращению на аэродром командир эскадрильи Кадонцев, и я, его стрелок-радист,
( за то что не доложил в полк о нарушении приказа ), были арестованы. У нас
забрали табельное оружие и заперли на местную кичу, под которую был
приспособлен старый сарай. Лично командир дивизии Комаров нас туда препроводил
Мы столько услышали в свой адрес. Нам стало по настоящему страшно. Думали утром трибунал, и расстрел. Ведь
приказ Сталина за номером 227 ни кто не отменял. Наступило утро. Открылась дверь сарая и нам
вернув оружие отпустили из под ареста. Командир дивизии Комаров стоит, смотрит
на нас, и улыбается. - Да, дали вы вчера немцам жару! Сказал он. Оказывается
уже утром в газетах Правда, Красная звезда, и Комсомольской правде, сразу в
трёх газетах вышла статья ( Дерзкий налёт авиации на Орел ). Где уже были
некоторые подробности налёта При построении нам объявили благодарность. Позже
Нашего командира, командира истребителей , наградили орденом ( Красная звезда
), эти ордена получили и погибшие лётчики ( посмертно ). Мы, все кто участвовал
в этой дерзкой операции, получили ( Медаль за отвагу ).