
Мос родился в ауле Хакуринохабль 16 апреля 1020 года. О дате своего рождения, как он вспоминал не раз, узнал много позже (райЗАГС начал функционировать только в 1923 году) из амбарной книги нашего соседа Асланбеча Пшимафовича Хакуринова, регистрировавшего даты рождения и смерти аульчан. Как и его сверстники, Мос окончил семилетку, ФЗУ, работал токарем по дереву на Майкопском лесомебельном комбинате, наборщиком типографии Адыгнациздата. Вернувшись к одинокой матери, устроился контролером сберкассы, был инспектором ЦСУ, секретарем судебного заседания.
Призывается он на службу в Армию в октябре 1940 года. Его путь пролег из родного аула до Куйбышевки-Восточной (ныне Белогорск Амурской области). Оттуда его отправили вглубь тайги для заготовки деловой древесины и для обжига кирпича-сырца.
А потом грянула война. Мос и его земляки Каральбий Чеучев, Раджиб Меретуков, Пак Хапепхов, Джираслан Ураков, Нальбий Потоков, Джанчерий Четаов и другие узнали об этом от своего комиссара Чернышова: "Сегодня, 22 июня в 4 часа утра, нарушив договор о ненападении...." Они стали массово подавать рапорты об отправке на фронт.
Но прошел почти год, прежде чем Мос попал на передовую. Боевое крещение он получил 5 мая 1942 года под селом Красное Орловской области. В ходе кровопролитных боев его 74-й стрелковой дивизии суждено было стать легендарной. В декабре 1942 года она заняла оборону под городом Ливны. А на исходе января 1943 года начался прорыв обороны противника. Боевой дух, вера в победу солдат и офицеров дали возможность продвинуться с боями на 400 километров и перейти в район Орла.
С большими потерями в живой силе была освобождена и Орловская область. Это сражение придало новый импульс наступательным действиям и восстановлению морального духа воинов. В середине июля 1943 года началось грандиозное наступление на Курской дуге. Минометный расчет Моса без передышки кромсал вражеские позиции.
- Все минометчики моего расчета, - рассказывал Мос, - были представлены к орденам и медалям, а я получил орден Красной Звезды.
В результате контрнаступления 74-я стрелковая дивизия совместно с другими частями освободила город Змиёвка. Как оказалось, одноименную железнодорожную станцию враги успели сравнять с землей.
Орловско-Курская битва, в которой принимал участие Мос, по своей значимости была крупнейшей после Сталинградской.В этом кошмарном аду он еще не мог помышлять , что отсюда начался его победный солдатский путь, который приведет в маленький австрийский городок Брук.
Легендарная 74-я стрелковая дивизия вышла к берегам реки Десна, освободила Чернигов. Дивизия получила приказ Верховного Главнокомандующего об освобождении Киева 6 ноября и проведения 7 ноября торжественного собрания в честь 26-й годовщины Великого Октября. Приказ был выполнен. В декабре 1943 года штурмом освобожден и город Белая Церковь.
За участие в Корсунь-Шевченковской операции Мос был награжден орденом Отечественной войны II степени. А в конце марта 1944 года воины 74-й стрелковой дивизии вышли к государственной границе Румынии, освободили Югославию, Венгрию и Австрию. Вот здесь Мос и увидел безысходную растерянность немцев, здесь последний оборонявшийся гитлеровец бросил автомат и поднял руки.
- Это была победа, - рассказывал Мос, - к которой я и мои боевые соратники шли целых 1100 дней и ночей.
Приказами Верховного Главнокомандующего Сталина за освобождение городов Белая Церковь и Белград, прорыв обороны и успешное форсирование реки Прут Мосу были объявлены благодарности. Он трижды был ранен, контужен.
Многие из тех, кто окружал Моса, знали, что, рискуя жизнью, он сознательно шел в самое пекло не по команде, а по велению солдатского долга.Вот этот солдатский долг "продлил" ему срок службы в составе контингента советских войск в Румынии до середины 1946 года.
Суровые годы войны напомнили Мосу о себе еще раз, когда орден Отечественной войны I степени был вручен ему в честь 49-летия Великой Победы.