Меню
Поиск ветерана
Помощь специалиста

Горячая линия:

8 (800) 20 -1945- 0

Часы работы:

ПН-ПТ с 10:00 до 18:00

Обращения по электронному адресу:

1945poisk@polkrf.ru Подробнее
Публикации в соц.сетях 05 июля в 12:00 Бессмертный полк России

Подробнее
Никитин Дмитрий Викторович
Никитин Дмитрий Викторович
Дата рождения: 5 ноября 1922
Место рождения: Калужская обл., Малоярославецкий р-н, д. Некрасово
Боевой путь ветерана

Никитин Д.В. родился 5 ноября 1922 г. в д. Некрасово близ города Малоярославец Калужской области в крестьянской семье.

В 1935 г. закончил четыре класса сельской школы.

С 1935 г. (по другим данным с 1936 г.) начал работать в колхозе "Верный путь" в д. Некрасово. Был пастухом, трудился на колхозных полях, убирал урожай. В 1940 г. направлен на курсы по подготовке трактористов при Малоярославецкой машинно-тракторной станции (МТС). В апреле 1941 г., после окончания курсов, получил квалификацию тракториста второй категории. К этому времени парк МТС насчитывал 42 трактора, в том числе гусеничные трактора "Сталинец". Никитин Д.В. работал трактористом на Малоярославецкой МТС до марта 1942 г. В период оккупации Малоярославца с 18 октября 1941 г. по 2 января 1942 г. работа МТС была прервана.

5 марта 1942 г. призван на военную службу в РККА. Направлен в 312-й инженерный батальон 43-й армии Западного фронта. По прибытии в батальон новобранцев объединили в учебную роту, в составе которой они проходили обучение до 20 марта 1942 г., после чего приняли присягу и были распределены по штатным подразделениям. Никитин Д.В. был зачислен сапером в состав 2-й инженерной роты батальона.

В этот период войска 43-й армии вели бои в 25 км. северо-западнее города Юхнов Смоленской (ныне Калужской) области, стремясь деблокировать попавшие в окружение части 33-й армии под командованием генерал-лейтенанта Ефремова М.Г.

Инженерные подразделения 43-й армии, в том числе 312-й инженерный батальон, в составе которого служил Никитин Д.В., решали такие задачи, как обеспечение войск переправами и переправочными средствами (лодки, паромы), строительство оборонительных сооружений, установка инженерных заграждений (в том числе минных), устройство дорог и поддержание их в пригодном для эксплуатации состоянии, разминирование территории, а также обеспечение преодоления инженерных заграждений противника в ходе наступательных действий или подготовки к ним.

Нередко саперы были вынуждены работать под огнем противника, неся потери. Особенно кровопролитными стали бои на реке Угре, где весной 1942 г. войскам 43-й армии удалось захватить плацдарм на западном берегу. Для удержания и обеспечения занятого плацдарма инженерные части армии, включая 312-й инженерный батальон, приступили к строительству мостовой переправы. Не прекращая работать ни днем ни ночью, под непрерывными обстрелами и налетами авиации противника, саперы, несмотря на потери, выполнили поставленную задачу.

13 августа 1942 г. саперы 312-го инженерного батальона, в числе которых был и Никитин Д.В., были приданы частям 43-й армии для инженерного обеспечения предстоящей наступательной операции. Согласно одной из поставленных задач, нашим подразделениям надлежало выбить противника из села Воскресенск Тёмкинского района Смоленской области, расположенного на господствующей высоте и представлявшего собой сильно укрепленный узел обороны. Наступление началось с артподготовки. Затем пехота через проходы, проделанные саперами в минных полях и проволочных заграждениях, ринулась в атаку, но была встречена шквальным пулеметно-минометным огнем противника. Потери среди атакующих оказались чрезвычайно высоки, и командование приняло решение ввести в бой все резервы, в том числе и саперов. Нашим воинам удалось захватить первую линию немецких окопов, но дальше продвинуться не получалось. Снова и снова бойцы поднимались в атаку, стремясь сломить вражеское сопротивление, но, несмотря на все усилия, огневая мощь была на стороне противника. К концу дня поступил приказ атаки прекратить и закрепиться на достигнутых рубежах.

В этом бою у села Воскресенск Никитин Д.В. получил тяжелое осколочное ранение головы. 17 августа был эвакуирован в полевой подвижной госпиталь №2295 в г. Малоярославец. С 1 сентября по 31 октября 1942 г. находился на излечении в институте экспериментальной медицины в г. Москве. На последующие шесть месяцев признан временно негодным к военной службе.

Повторно призван в ряды РККА 25 апреля 1943 г. 8 мая направлен курсантом в 10-й учебный танковый полк, дислоцированный в г. Горький (ныне Нижний Новгород). Полк комплектовался танками Т-34, на которых проводилась подготовка курсантов по различным специальностям. 5 июля 1943 г., по прошествии двух месяцев, обучение Никитина Д.В. было прервано из-за проблем со здоровьем, явившихся следствием полученного им ранее тяжелого ранения.

В дальнейшем находился в распоряжении Горьковского и Арзамасского военно-пересыльных пунктов, а также 10-го и 108-го запасных стрелковых полков, дислоцированных в городах Горький и Муром соответственно.

Вновь в Действующей армии с октября 1943 г. в составе 92-го восстановительного железнодорожного батальона 4-й железнодорожной бригады. В рядах батальона, будучи воином-железнодорожником, Никитин Д.В. прошел путь до победного мая 1945 г. В этот период батальон выполнял задачи по восстановлению железнодорожных путей и искусственных сооружений (в частности, железнодорожных мостов, путепроводов и труб), действуя в направлении: Киров - Рославль - Кричев - Чаусы - Могилев и далее на Осиповичи, Волковыск - Белосток - Варшава - Модлин - Илава - Торунь - Данциг (ныне Гданьск) - Гдыня. Кроме восстановительных работ батальон производил техническую разведку железных дорог, заграждение и разминирование, а также эвакуацию железнодорожных путей с территории Германии.

В ходе решения поставленных задач батальоном были восстановлены десятки железнодорожных мостов, путепроводов и труб, многие сотни километров железных дорог, сняты и обезврежены десятки тысяч противопехотных и противотанковых мин. Среди наиболее крупных железнодорожных объектов, в восстановлении которых принимал участие личный состав батальона, были такие, как мост через р. Проня в районе г. Чаусы, мост через р. Нарев близ Модлина и мост через р. Висла в г. Торунь.

В начале августа 1945 г. батальон, в котором служил Никитин Д.В., передислоцировали на восток, где на территории Маньчжурии (северо-восток Китая) начались боевые действия с Японией. Воины-железнодорожники батальона, действовавшего в составе железнодорожных войск на Забайкальском фронте, приступили к восстановлению железнодорожных путей и искусственных сооружений от приграничной с Читинской областью станции Маньчжурия в сторону Харбина.

К концу сентября 1945 г. батальон продвинулся в заданном направлении на расстояние около 600 км., обеспечив восстановление и введение в строй ряда объектов железнодорожной инфраструктуры, в частности, 253-метрового моста через р. Имин-Гол у г. Хайлар и 427-метрового моста через р. Нонни близ г. Цицикар.

20 октября 1945 г. батальон передислоцировался с территории Маньчжурии на ст. Инская, расположенную в г. Новосибирск. Здесь военнослужащие батальона участвовали в строительстве чугунолитейного цеха стрелочного завода и паровозного депо, возведении жилых зданий, а также в работах по снегоборьбе на железной дороге.

14 апреля 1946 г. батальон вновь поменял место дислокации, прибыв в район ст. Винница, где приступил к капитальному строительству и восстановлению железнодорожных объектов в населенных пунктах Винница, Жмеринка, Казатин. В этот период батальон был переименован из восстановительного в строительно-путевой. Никитин Д.В. продолжал службу в батальоне в составе автотракторного взвода технической роты.

В первых числах января 1947 г. батальон был расформирован. Личный состав батальона передавался на укомплектование частей 1-й гвардейской железнодорожной бригады. Никитин Д.В. был направлен для дальнейшего прохождения службы в 12-й строительно-путевой железнодорожный батальон, дислоцированный в районе ст. Ковель. Прибыл в распоряжение батальона 10 января. Зачислен в состав компрессорного отделения технической роты на должность старшего слесаря-пневматика. 1 февраля 1947 г. переведен на должность слесаря-мостосборщика монтажного взвода мостовой роты. К этому моменту времени батальон выполнял строительство гражданских сооружений на железнодорожной ветке Ковель – Камень-Каширский.

В связи с вхождением батальона в состав гвардейской железнодорожной бригады, военнослужащие батальона, в том числе и Никитин Д.В., имели гвардейские звания.

В период с февраля по июнь 1947 г. батальон выполнял работы по капитальному восстановлению и развитию железнодорожного участка Мукачево – Чоп, по завершении которых вновь передислоцировался в район ст. Ковель, где приступил к строительству перегрузочной угольной базы, а также продолжил возведение гражданских сооружений на Камень-Каширской ветке.

С конца января 1948 г. батальон приступил к работам по модернизации и дальнейшему строительству участков узкоколейной железной дороги, связавшей впоследствии населенные пункты Антоновка и Заречное, расположенные на территории Ровенской области УССР.

По данным на 2016 г. узкоколейная железная дорога Антоновка – Заречное общей протяженностью около 106 км. продолжала эксплуатироваться для выполнения регулярных пассажирских перевозок.

За время службы в батальоне Никитин Д.В. неоднократно получал от командования батальона благодарность и денежные премии за высокие производственные показатели, перевыполнение плана, а также за достигнутые успехи в боевой и политической подготовке. 15 марта 1948 г. командованием 1-й гвардейской железнодорожной бригады был награжден похвальным листом за добросовестную службу, высокую дисциплинированность и самоотверженный труд на восстановлении разрушенного войной железнодорожного транспорта.

Награжден медалями: "За освобождение Варшавы", "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За победу над Японией".

20 марта 1948 г. Никитин Д.В. был демобилизован.

Спустя месяц, 25 апреля 1948 г., поступил на службу в пожарную команду ст. Москва-I 1-го отряда военизированной охраны Московско-Киевской железной дороги на должность бойца. 1 января 1950 г. назначен командиром отделения пожарной команды. 24 августа 1953 г. переведен для дальнейшей службы в отряд военизированной пожарной охраны Московского метрополитена. За примерное несение службы в рядах 1-го отряда военизированной охраны Московско-Киевской железной дороги неоднократно поощрялся, имел ряд благодарностей и денежных премий.

24 августа 1953 г. зачислен на должность бойца в 3-ю пожарную команду отряда военизированной пожарной охраны Московского метрополитена. 12 августа 1959 г. переведен на должность командира отделения. 1 февраля 1967 г. назначен помощником начальника 3-й пожарной команды. 16 июня 1970 г. переведен на должность мастера по ремонту пожарных рукавов. 1 мая 1979 г. утвержден в должности старшего пожарного. 1 декабря 1980 г. вновь назначен мастером по ремонту пожарных рукавов. 7 марта 1983 г. уволен в связи с уходом на пенсию.

Добросовестная служба Никитина Д.В. в отряде военизированной пожарной охраны Московского метрополитена была отмечена тремя почетными грамотами, многочисленными благодарностями и денежными премиями. 22 июня 1979 г. за многолетнюю и безупречную работу на Московском метрополитене руководством Дорожного комитета профсоюза рабочих железнодорожного транспорта Никитину Д.В. присвоено звание "Ветеран труда".

За долголетний добросовестный труд награжден медалью "Ветеран труда".

Награды
Последние добавленные ветераны Бессмертный полк России
Актуальные новости Движения Бессмертный полк России
Ещё одна награда вернулась в семью
Рязанская область Продолжаются лекции однополчан в рамках проекта "Знание.Государство"
Сегодня в России отмечают День ветеранов боевых действий.
Астраханская область Подведены итоги регионального проекта «Астраханский кинолекторий. Герои России: от Великой Отечественной до СВО»