
Никитин Д.В. родился 5 ноября 1922 г. в д. Некрасово близ города Малоярославец Калужской области в крестьянской семье.
В 1935 г. закончил
четыре класса сельской школы.
С 1935 г. (по другим данным с 1936 г.)
начал работать в колхозе "Верный путь" в д. Некрасово. Был
пастухом, трудился на колхозных полях, убирал урожай. В 1940 г. направлен на курсы по подготовке трактористов при Малоярославецкой машинно-тракторной станции (МТС). В апреле 1941 г., после окончания курсов, получил
квалификацию тракториста второй категории. К этому времени парк МТС насчитывал 42 трактора, в том числе гусеничные трактора "Сталинец". Никитин Д.В. работал трактористом на
Малоярославецкой МТС до марта 1942 г. В период оккупации Малоярославца с 18 октября 1941 г. по 2 января 1942 г. работа МТС была прервана.
5 марта 1942 г. призван
на военную службу в РККА. Направлен в 312-й инженерный батальон 43-й армии Западного фронта. По прибытии в батальон новобранцев объединили в учебную роту, в составе которой они проходили обучение до 20 марта 1942 г., после чего приняли присягу и были распределены по штатным подразделениям. Никитин Д.В. был зачислен сапером в состав 2-й инженерной
роты батальона.
В этот период войска 43-й армии вели бои в 25 км. северо-западнее города Юхнов Смоленской (ныне Калужской) области, стремясь деблокировать попавшие в окружение части 33-й
армии под командованием генерал-лейтенанта Ефремова М.Г.
Инженерные подразделения 43-й армии, в том числе 312-й инженерный батальон, в составе которого служил Никитин Д.В., решали такие задачи, как обеспечение войск переправами и переправочными средствами (лодки, паромы), строительство оборонительных сооружений, установка инженерных заграждений (в том числе минных), устройство дорог и поддержание их в пригодном для
эксплуатации состоянии, разминирование территории, а также обеспечение преодоления инженерных заграждений противника в ходе наступательных действий или подготовки к ним.
Нередко
саперы были вынуждены работать под огнем противника, неся потери. Особенно
кровопролитными стали бои на реке Угре, где весной 1942 г. войскам 43-й армии
удалось захватить плацдарм на западном берегу. Для удержания и обеспечения
занятого плацдарма инженерные части армии, включая 312-й инженерный батальон,
приступили к строительству мостовой переправы. Не прекращая работать ни днем ни ночью,
под непрерывными обстрелами и налетами авиации противника, саперы, несмотря на
потери, выполнили поставленную задачу.
13 августа 1942 г. саперы 312-го инженерного батальона, в числе которых был и Никитин
Д.В., были приданы частям 43-й армии для инженерного
обеспечения предстоящей наступательной операции. Согласно одной из поставленных задач, нашим подразделениям надлежало
выбить противника из села Воскресенск Тёмкинского
района Смоленской области, расположенного на господствующей высоте
и представлявшего собой сильно укрепленный узел обороны. Наступление
началось с артподготовки. Затем пехота через
проходы, проделанные саперами в минных полях и проволочных заграждениях,
ринулась в атаку, но была встречена шквальным пулеметно-минометным огнем
противника. Потери среди атакующих оказались чрезвычайно высоки, и командование
приняло решение ввести в бой все резервы, в том числе и саперов. Нашим
воинам удалось захватить первую линию немецких окопов, но дальше продвинуться
не получалось. Снова и снова бойцы поднимались в атаку, стремясь сломить вражеское
сопротивление, но, несмотря на все усилия, огневая мощь была на
стороне противника. К
концу дня поступил приказ атаки прекратить и закрепиться на
достигнутых рубежах.
В этом бою у села Воскресенск Никитин Д.В. получил тяжелое осколочное ранение головы. 17 августа был эвакуирован в полевой подвижной госпиталь №2295 в г. Малоярославец. С 1 сентября по 31 октября 1942 г. находился на излечении в институте экспериментальной медицины в г. Москве. На последующие шесть месяцев признан временно негодным к военной службе.
Повторно призван в ряды РККА 25 апреля 1943 г. 8 мая направлен курсантом в 10-й учебный танковый полк, дислоцированный в г. Горький (ныне Нижний Новгород). Полк комплектовался танками Т-34, на которых проводилась подготовка курсантов по различным специальностям. 5 июля 1943 г., по прошествии двух месяцев, обучение Никитина Д.В. было прервано из-за проблем со здоровьем, явившихся следствием
полученного им ранее тяжелого ранения.
В дальнейшем находился в распоряжении Горьковского и Арзамасского военно-пересыльных пунктов, а также 10-го и 108-го запасных стрелковых
полков, дислоцированных в городах Горький и Муром соответственно.
Вновь в Действующей армии с октября 1943 г. в составе 92-го восстановительного железнодорожного
батальона 4-й
железнодорожной бригады. В рядах батальона, будучи воином-железнодорожником, Никитин Д.В. прошел путь до победного мая 1945 г. В этот период батальон выполнял задачи по восстановлению железнодорожных
путей и искусственных сооружений (в частности, железнодорожных мостов, путепроводов и труб), действуя в направлении: Киров - Рославль - Кричев - Чаусы - Могилев и далее на Осиповичи, Волковыск - Белосток - Варшава - Модлин - Илава - Торунь - Данциг (ныне Гданьск) - Гдыня. Кроме восстановительных работ
батальон производил техническую разведку железных дорог,
заграждение и разминирование, а также эвакуацию железнодорожных путей с территории Германии.
В ходе решения поставленных задач батальоном были восстановлены десятки железнодорожных мостов, путепроводов и труб, многие сотни километров железных дорог, сняты и обезврежены десятки тысяч противопехотных и противотанковых мин. Среди наиболее крупных железнодорожных объектов, в восстановлении которых принимал участие личный состав батальона, были такие, как мост через р. Проня в районе г. Чаусы, мост через р. Нарев близ Модлина и мост через р. Висла в г. Торунь.
В начале августа 1945 г. батальон, в котором служил Никитин Д.В., передислоцировали на восток, где на территории Маньчжурии (северо-восток Китая) начались боевые действия с Японией. Воины-железнодорожники батальона, действовавшего в составе железнодорожных войск на Забайкальском фронте, приступили к восстановлению железнодорожных путей и искусственных сооружений от приграничной с Читинской областью станции Маньчжурия в сторону Харбина.
К концу сентября 1945 г. батальон продвинулся в заданном направлении на расстояние около 600 км., обеспечив восстановление и введение в строй ряда объектов железнодорожной инфраструктуры, в частности, 253-метрового моста через р. Имин-Гол у г. Хайлар и 427-метрового моста через р. Нонни близ г. Цицикар.
20 октября 1945 г. батальон передислоцировался с территории Маньчжурии на ст. Инская, расположенную в г. Новосибирск. Здесь военнослужащие батальона участвовали в строительстве чугунолитейного цеха стрелочного
завода и паровозного депо, возведении жилых зданий, а также в работах
по снегоборьбе на железной дороге.
14 апреля 1946 г. батальон вновь поменял место дислокации, прибыв в район ст. Винница, где приступил к
капитальному строительству и восстановлению железнодорожных объектов в населенных пунктах Винница, Жмеринка, Казатин. В этот период батальон был переименован из восстановительного в строительно-путевой. Никитин Д.В. продолжал службу в батальоне в составе автотракторного взвода технической роты.
В первых числах января 1947 г. батальон был расформирован. Личный состав батальона передавался
на укомплектование частей 1-й гвардейской железнодорожной бригады. Никитин Д.В. был направлен для дальнейшего прохождения службы в 12-й строительно-путевой железнодорожный батальон, дислоцированный в районе ст. Ковель. Прибыл в распоряжение батальона 10 января. Зачислен в состав компрессорного отделения технической роты на должность старшего слесаря-пневматика. 1 февраля 1947 г. переведен на должность слесаря-мостосборщика монтажного взвода мостовой роты. К этому моменту времени батальон выполнял строительство гражданских сооружений на железнодорожной ветке Ковель – Камень-Каширский.
В связи с вхождением батальона в состав гвардейской железнодорожной бригады, военнослужащие батальона, в том числе и Никитин Д.В., имели гвардейские звания.
В период с февраля по июнь 1947 г. батальон выполнял работы по капитальному восстановлению и развитию железнодорожного участка Мукачево –
Чоп, по завершении которых вновь передислоцировался в район ст. Ковель, где приступил к строительству перегрузочной угольной базы, а также продолжил возведение гражданских сооружений на Камень-Каширской ветке.
С конца января 1948 г. батальон приступил к работам по модернизации и дальнейшему строительству участков узкоколейной железной дороги, связавшей впоследствии населенные пункты Антоновка
и Заречное, расположенные на территории Ровенской области УССР.
По данным на 2016 г. узкоколейная железная дорога Антоновка – Заречное общей протяженностью около 106 км. продолжала эксплуатироваться для выполнения регулярных пассажирских перевозок.
За время службы в батальоне Никитин Д.В. неоднократно получал от командования батальона благодарность и денежные премии за высокие производственные показатели, перевыполнение плана, а также за достигнутые успехи в боевой и
политической подготовке. 15 марта 1948 г. командованием 1-й гвардейской железнодорожной бригады был награжден похвальным листом за добросовестную службу, высокую дисциплинированность и самоотверженный труд на восстановлении разрушенного войной железнодорожного транспорта.
Награжден медалями: "За освобождение Варшавы", "За Победу над Германией в
Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За победу над Японией".
20 марта 1948 г. Никитин Д.В. был демобилизован.
Спустя месяц, 25 апреля 1948 г., поступил
на службу в пожарную команду ст. Москва-I 1-го отряда военизированной
охраны Московско-Киевской железной дороги на должность бойца. 1 января 1950 г. назначен командиром отделения пожарной команды. 24 августа 1953 г. переведен для дальнейшей службы в отряд военизированной пожарной охраны Московского метрополитена. За примерное несение службы в рядах 1-го отряда военизированной охраны Московско-Киевской железной дороги неоднократно поощрялся, имел ряд благодарностей и денежных премий.
24 августа 1953 г. зачислен на должность бойца в 3-ю пожарную команду отряда военизированной
пожарной охраны Московского метрополитена. 12 августа 1959 г. переведен на
должность командира отделения. 1 февраля 1967 г. назначен помощником начальника 3-й пожарной команды. 16 июня 1970 г. переведен на
должность мастера по ремонту пожарных рукавов. 1 мая 1979 г. утвержден в должности старшего пожарного. 1 декабря 1980 г. вновь назначен мастером по ремонту пожарных рукавов. 7 марта 1983 г. уволен в связи с уходом на пенсию.
Добросовестная служба Никитина Д.В. в отряде военизированной
пожарной охраны Московского метрополитена была отмечена тремя почетными грамотами, многочисленными благодарностями и денежными премиями. 22 июня 1979 г. за многолетнюю и безупречную работу на Московском метрополитене руководством Дорожного комитета профсоюза рабочих железнодорожного транспорта Никитину Д.В.
присвоено звание "Ветеран труда".
За долголетний добросовестный труд награжден медалью "Ветеран труда".